Заключительный урок по роману «Преступление и наказание» Верина Наталья Александровна, Учитель русского Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 4 МОУ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Смысл теории Раскольникова, или каков жанр романа «Преступление и наказание» Меня называют психологом, я лишь реалист в высшем смысле. Ф.М. Достоевский.
Advertisements

Образ Родиона Раскольникова Натура и идея. Наказание.
Теория Раскольникова Причины возникновения. Постулаты теории.
Презентация к уроку литературы в 10 классе: «Роман – предупреждение» (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание») Миронова Н.А. Учитель русского.
Портрет Достоевского работы Перова, 1872 год «Преступление и наказание» в «Русском вестнике» М. Н. Каткова.
Презентация Образ Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Санкт-Петербургское училище олимпийского резерва 2 (техникум)»
МОУ «Шалапская средняя (полная) общеобразовательная школа» Презентация реферата по литературе ученицы 11класса Михайловой Анастасии по теме: «Автор и его.
Работу выполнила ученица 10 класса Б Яковлева Ольга.
Подготовила учитель русского языка и литературы Иванченко Н.В.
Теория Раскольникова. ( По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
Ф. М. Достоевский « Преступление и наказание ». « Вечная Сонечка, пока мир стоит !»
Урок 9 Православное учение о человеке. В православии очень тесно связаны размышления о человеке и размышления о Боге. Человек верит в Бога. А во что верит.
«Опыт о человеке» в художественном мире Ф. М. Достоевского Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то.
Семья Мармеладовых в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
Раскольников, выбрав Соню, считая, что у них много общего, во время первой встречи "проверяет Соню на прочность ". Он, убив старуху, совершает бунт, она,
«Вечный спор Ангела и Демона происходит в нашей собственной совести, и ужаснее всего то, что мы иногда не знаем, кого из них больше любим, кому больше.
Антигуманная сущность теории Раскольникова ( По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
Теория Р. Раскольникова и её крушение в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
1 Эволюция образа Раскольникова и развенчание теории сильной личности, «сверхчеловека» (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»).
Транксрипт:

Заключительный урок по роману «Преступление и наказание» Верина Наталья Александровна, Учитель русского Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 4 МОУ СОШ 4 Г. Жуковский

Обобщение и закрепление знаний, полученных в ходе изучения романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Обобщение и закрепление знаний, полученных в ходе изучения романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Подготовка к домашнему сочинению: Подготовка к домашнему сочинению: «Размышляя над страницами романа Достоевского «Преступление и наказание»… «Размышляя над страницами романа Достоевского «Преступление и наказание»…

Город, залитый лучами солнца, – любимый образ Достоевского, но это именно «озарения» Петербурга: «солнце у нас такой редкий гость». Героям Достоевского как-то ближе больной и холодный вид Петербурга. Слякоть, грязь, туман, морось – обычные состояния петербургской природы – придают городу соответственное настроение. Достоевский «разгадывает» его, пытается понять, всматриваясь в город, как в случайного прохожего. У Достоевского город живет человеческой жизнью: просыпается, хмурится, улыбается, злится, мерзнет, болеет…

Именно в этом городе происходят фантастические в своей прозрачности события многих произведений Достоевского, зреют безумные идеи, совершаются преступления – «все это до того пошло и прозаично, что граничит почти с фантастическим…» Рисуя свои картины взаимодействия человека и города, Достоевский описывает все в мельчайших подробностях, следя за тончайшими изменениями в их «общении». В показе города и его влияния на человека он похож на режиссера с камерой в руках: он любит крупные планы, любит смену этих планов, часто представляет нам героя с разных сторон, в различных ракурсах, неожиданно дает возможность увидеть ситуацию глазами героев Достоевского.

В дымном городе душно, Тесно слуху и взору, В нем убили мы скучно Жизни лучшую пору. В небе – пыль, либо тучи, Либо жар, либо громы; Тесно сжатые в кучи, Кверху кинулись домы; Есть там смех, да не в радость, Все блестит, но бездушно… Слушай, бледная младость, В дымном городе душно! Н.М.Коншин «Жалобы на Петербург»

Петербург Раскольникова

Лестница в доме Раскольникова

Именно этот Петербург, «отвратительный» и «безобразный», вызывающий чувство глубочайшего омерзения, рождает в голове главного героя теорию о разделении людей. Раскольников злобно и раздражённо размышляет о том, что «такой процент, говорят, должен уходить каждый год… чтоб остальных освежать и им не мешать и тревожиться нечего». Именно этот Петербург, «отвратительный» и «безобразный», вызывающий чувство глубочайшего омерзения, рождает в голове главного героя теорию о разделении людей. Раскольников злобно и раздражённо размышляет о том, что «такой процент, говорят, должен уходить каждый год… чтоб остальных освежать и им не мешать и тревожиться нечего». Мысль о том, что в этот «процент» могут попасть Мармеладовы, сестра Дуня или мать мучает Раскольникова и заставляет его сомневаться в собственной правоте. Мысль о том, что в этот «процент» могут попасть Мармеладовы, сестра Дуня или мать мучает Раскольникова и заставляет его сомневаться в собственной правоте. Семейная тема в романе не является главной, но именно семья помогает читателю ощутить одиночество и ужас человека, «задавленного Петербургом». Семейная тема в романе не является главной, но именно семья помогает читателю ощутить одиночество и ужас человека, «задавленного Петербургом».

Некуда пойти…

В романе «Преступление и наказание» описание жизни семейств Мармеладовых и Раскольниковых – это не просто фон, на котором разворачивается духовная драма «бунтаря» Раскольникова. В романе «Преступление и наказание» описание жизни семейств Мармеладовых и Раскольниковых – это не просто фон, на котором разворачивается духовная драма «бунтаря» Раскольникова. История жизни этих людей неотъемлемая часть сюжета, необходимая для подтверждения идей писателя об антигуманности нигилистических теорий. История жизни этих людей неотъемлемая часть сюжета, необходимая для подтверждения идей писателя об антигуманности нигилистических теорий. Не случайно на страницах романа появляются бедные обманутые девочки и женщины, бросающиеся в грязные воды Невы. Петербург ломает бедных людей. Крушит их судьбы. Не случайно на страницах романа появляются бедные обманутые девочки и женщины, бросающиеся в грязные воды Невы. Петербург ломает бедных людей. Крушит их судьбы.

Петербург Раскольникова – город антигуманных теорий.

«…«необыкновенный» человек имеет право…разрешить своей совести перешагнуть… через иные препятствия, и единственно в том только случае, если исполнение его идеи (иногда спасительной, может быть, для всего человечества) того потребует…» «…«необыкновенный» человек имеет право…разрешить своей совести перешагнуть… через иные препятствия, и единственно в том только случае, если исполнение его идеи (иногда спасительной, может быть, для всего человечества) того потребует…» «…люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низших (обыкновенных)… и собственно на людей, то есть дар или талант сказать в среде своей новое слово… Но если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь,…может дать себе разрешение через кровь… «…люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низших (обыкновенных)… и собственно на людей, то есть дар или талант сказать в среде своей новое слово… Но если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь,…может дать себе разрешение через кровь… «Да ведь тут арифметика!» (За одну жизнь – тысяча жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен). «Да ведь тут арифметика!» (За одну жизнь – тысяча жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен).

«Возлюби, прежде всех одного себя, то и дела свои обделаешь как следует и кафтан твой останется цел…» «Человеку все позволено…»

Истина – в Соне, в её вере. Соня жертвует собой не ради сладости жертвы, не ради загробного рая, а потому что иначе нельзя, потому что дети голодные, мачеха больна, а отец пьян. Кротость и чистота Сони поражают Раскольникова с первой встречи: «ангел с оранжевым пером» - такой увиделась ему Соня. Сила любви к ближним придаёт героине твёрдости и укрепляет её веру. Восхищённый и изумлённый натурой Сони, Раскольников опускается перед ней на колени и целует ей ноги, говоря, что не ей поклонился, а всему страданию человеческому.

Соня и Раскольников читают Евангелие

В сцене чтения " Евангелия " два героя: Лазарь и Иисус. Это сцена веры в Воскресение. А в системе образов романа тоже два героя: Соня и Раскольников. Соня ставит и себя, и Раскольникова на место Лазаря - это надежда на воскресение. Поэтому она сначала не хотела читать. Это для нее слишком личное, сокровенное. Раскольников ставит и себя, и Соню на место Иисуса: он взял на себя право распоряжаться жизнью людей, а Соня - святая, мученица. а Соня - святая, мученица.

Один из критиков (Карякин)назвал «Преступление и наказание» романом об убийстве матери. Действительно, смерть Пульхерии Александровны, не способной вынести и осознать преступление сына, а главное понять его теорию, подтверждает эту мысль. Петербург, отравивший душу Раскольникова, разъединяет и мать с сыном. В этом городе, где «одуряющая атмосфера», где «не хватает воздуха», нет места семейной любви. Действительно, смерть Пульхерии Александровны, не способной вынести и осознать преступление сына, а главное понять его теорию, подтверждает эту мысль. Петербург, отравивший душу Раскольникова, разъединяет и мать с сыном. В этом городе, где «одуряющая атмосфера», где «не хватает воздуха», нет места семейной любви.

Соня и Дуня, противостоят злу силой своей жертвенной самозабвенной любви, которая «не ищет своего, не гордится, не превозносится, а всему надеется и во всё верит».

«Человек не родится для счастья. Человек заслуживает своё счастье и всегда страданием». Ф.М.Достоевский

Отойти от бога человек может один, а вернуться к Богу только с кем-то. И в том, что рядом с Раскольниковым оказалась Соня, что он интуитивно «выбрал» её, - спасение героя. В этом главная мысль Достоевского. Она помогает нам верить в то, что даже самые страшные грехи преодолимы и могут быть раскаяны, если рядом есть любящее существо. Отойти от бога человек может один, а вернуться к Богу только с кем-то. И в том, что рядом с Раскольниковым оказалась Соня, что он интуитивно «выбрал» её, - спасение героя. В этом главная мысль Достоевского. Она помогает нам верить в то, что даже самые страшные грехи преодолимы и могут быть раскаяны, если рядом есть любящее существо. И именно любовь, в которой всегда есть отсвет Бога, освобождает главного героя романа «Преступление и наказание» для покаяния. И именно любовь, в которой всегда есть отсвет Бога, освобождает главного героя романа «Преступление и наказание» для покаяния..