(Как стать успешным) Автор: Алексеева Г.В., учитель математики МАОУ СОШ с. Мошенское.
Для пятиклассника, приходящего 1 сентября в школу, все оказывается новым, и поэтому возникает необходимость в адаптации. Адаптация – это привыкание к новым условиям обучения. Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет строить отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.
Возрастающий темп работы : дети не умеют быстро писать, не успевают. Возрастающий объем работы как на уроке, так и дома. Новые требования к оформлению работ. Необходимость самостоятельно находить дополнительную информацию(литературу) и работать с ней. В письменных работах пропускают знаки(цифры, буквы). Не умеют применить правило, хотя знают формулировку. С трудом решают математические задачи.
Плохо владеет умением пересказа. Невнимателен, рассеян. Неусидчив во время занятий, индивидуальной работы. Не умеет работать самостоятельно. С трудом понимает объяснения учителя. Постоянно что-то и где-то забывает. Плохо ориентируется в пространстве( в том числе в собственной тетради). Испытывает страх перед уроком, учителями, ситуациями проверки знаний. Часто меняет приятелей, ни с кем не дружит подолгу, часто бывает одиноким.
Усталый, утомленный внешний вид. Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне. Стремление отвлечь взрослого от школьных проблем, переключить внимание на другие темы. Нежелание выполнять домашние задания. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников. Жалобы на те или иные события, связанные со школой
Беспокойный сон. Трудности утреннего пробуждения, вялость. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
В случае незавершенности процесса адаптации или неуспешной адаптации говорят о дезаптации – реакции на неумение решать задачи, поставленные самой жизнью.
состояние личностивоспитание личности Интеллектуальная – нарушение интеллектуальной деятельности: отставание в развитии от сверстников. Соматическая – отклонение в здоровье. Поведенческая – несоответствие поведения ребенка правовым и моральным нормам: агрессивность, асоциальное поведение. Коммуникативная- затруднение в общении со сверстниками и взрослыми. Эмоциональная- эмоциональные трудности, тревожность, переживания по поводу проблем в школе.
Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомниться в этом.(+) Принимайте ребенка таким, какой он есть,- со всеми достоинствами и недостатками.(+) Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности.(+) Стремитесь понять своего ребенка, загляните в его мысли и чувства, чаще ставьте себя на его место.(+) Создайте условия для успеха ребенка.
Дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.(+) Не пытайтесь реализовать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания. Помните, что воспитывают не слова, а личный пример. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален.(+) Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите.
Помните, что ответственность за воспитание ребенка несете именно вы.
Наша единая задача ( учителя + родителя) заключается в создании условий для успешного обучения выпускников начальной школы в среднем звене. Самое главное – помочь ребенку в ситуации адаптации к средней школе, обеспечить его дальнейшее поступательное развитие, его психологическое благополучие.