Проблема взаимодействия с неблагополучной семьей Есть тема:
Семья – малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или индивидуальных потребностях людей в союзе друг с другом
Дети одинаковы, точнее, равны. Они равны и одинаковы – перед добрым и худым. Дети поначалу походят на промокашки: впитывают в себя все, что грамотно или безобразно написано родителями. Альберт Лиханов Драматическая педагогика
Неблагополучная семья Семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейный функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются дети, требующие особого внимания
Типы неблагополучных семей (по Е.А. Личко) По структурному составу (полная; неполная; искаженная или деформированная); По функциональным особенностям (гармоничная; дисгармоничная).
Причины семейного неблагополучия Увеличился разрыв между жизненными ценностями разных поколений; Отсутствие ответственности к семейным обязанностям; Отсутствие традиций в семье; Возрос уровень притязаний со стороны родителей к своим детям в условиях разноуровневого обучения в образовательных школах, гимназиях, лицеях; Воздействие завышенных социальных требований.
Неблагополучные семьи 1.Явная (открытая)форма неблагополучия: конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и др. 2.Внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности, однако ценностные установки и поведение в них резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей.
Признаки неблагополучия семьи (с алкогольной зависимостью родителей) Размытость, нечеткость границ своего Я Отрицание Непостоянство Низкая самооценка Недостаток информации о том, как функционируют здоровые семьи
Семьи со скрытой формой неблагополучия Типы внутренне неблагополучных семей: «недоверчивая»,легкомысленная, хитрая. Семьи ориентированные только на успех ребенка. «Псевдовзаимные» и «псевдовраждебные». Семьи известных людей. Семьи состоятельных людей.
«Пограничные» семьи Семьи с недееспособными членами. Семьи с детьми-инвалидами. Семьи с нарушением структуры семейных ролей.
Формы проявления скрытого семейного неблагополучия Соперничество –проявляется в виде стремления двух или более членов семьи обеспечить себе главенствующее положение в ней. Мнимое сотрудничество – внешне кажущиеся гармоничные отношения между членами семьи, пока кто-то из них не поменяет своей жизненной позиции. Изоляция – психологическая изолированность кого-то одного в семье от других.
Роли, навязанные ребенку в неблагополучной семье Положительные, подчеркивающие ценность ребенка для семьи: кумир семьи, вундеркинд, мамино (папино, бабушкино …) сокровище, паинька, талисман семьи, болезненный ребенок, герой семьи и др. Отрицательные, подчеркивающие не значимость ребенка для семьи: мучитель, «козел отпущения» для родительского гнева, «серая мышка», вечно путающегося под ногами, маленький хитрец и др.
Социально-педагогическая деятельность с неблагополучной семьей Источники первичных сведений о неблагополучии семьи; Составление карты (истории, паспорта) семьи; Выявление причин неблагополучия; Определение этапов работы с семьей.
Социально-педагогический мониторинг семьи научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально-педагогической информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений
Проблема заключается в наличии несоответствия между желаемым, необходимым, требуемым состоянием какого-либо объекта (процесса) и реально сложившимся состоянием данного объекта (процесса). «Сформулировать проблему часто важнее и труднее, чем ее решить» А. Эйнштейн, Л. Инфельд
Рекомендуема литература Антонов А.И. Микросоциология семьи. М., Антонов А.И. Семья: функции, структуры. М., Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М., Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. М.: Издательский центр «академия», Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей. М.: Изд-во ВЛАДОС- ПРЕСС, Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. М.: Издательский центр «Академия», 2004.