Поощрения и наказания - это совокупность средств регулирования отношений, составляющих содержание педагогической ситуации, в которой эти отношения должны быть заметно и быстро изменены. Использование методов поощрения и наказания должно основываться на принципе гуманизма. В них должна проявляться забота о росте личности. В коллективах, где сложилась сознательная дисциплина и есть взаимопонимание, длительное время можно обходиться без наказания вообще. Ведущим должен быть метод поощрения, вспомогательным - наказание. Данные методы должны быть индивидуализированы, учитывать возраст, психологические особенности личности и педагогическую ситуацию. А также то, что такт в поощрении и наказании является необходимым элементом.
Изучаем результаты анкеты Частота применения методов наказания Частота Ученики Учителя Часто 16% 22% время от времени25% 50% Редко 59% 28% 2. Частота применения методов поощрения Частота Ученики Учителя Часто 56% 50% время от времени20% 44% Редко 24% 6%
Употребление видов наказания Виды Ученики Учителя Замечание 50% 46% Выговор 38% 23% Ограничение 8% 21% Физическое наказание13% Справедливость употребления методов поощрения и наказания (мнение учеников) наказаниепоощрение да 48% 90% когда как30% - нет 22% 10%
4.Соотнесение наказания (поощрения) поступку Да42% Нет38% Не уверены20% 5. с какой целью учителя используют методы поощрения и наказания.: - коррекция поведения - 31%; - исправление сложившихся качеств личности - 23%; - формирование адекватной самооценки - 22%; - наведение порядка - 7%. 6.Реакция учеников на наказание Боязнь наказания50% Огорчение учителей (родителей)38% Ничего не боятся12% 7. Необходимость наказания ЗаПротив Ученики 70% 30% Учителя 82% 4%
Выводы по материалам анкетирования 1. Частота использования методов учителями является адекватной, поскольку положительные ответы преобладают над отрицательными. 2. Учителя прибегают к более сильным мерам воздействия, обходя стороной одобрение и неодобрение, так как они являются наиболее простыми мерами. 3. Учителя должны обратить своё внимание на справедливость наказания, так как ученики остро чувствуют несправедливость. 4 Достаточно большое число учеников боится самого наказания. 3. Наказания ученика должны подчёркивать не только отрицательные отношения, но и пробудить чувство совести, помочь осознать ошибку, активизировать желание исправить её. 4. Учитывать индивидуальные особенности ребёнка. 5. Вводить меньше запретов. Они( запреты) должны быть понятными. 6. Наказание и поощрение должны быть справедливыми и соответствовать поступкам
Требования к наказанию 1. Наказание действенно, когда оно понятно ребёнку, и он считает его справедливым. После наказания о нём не вспоминают, а с ребенком сохраняются нормальные отношения. 2. Если ребенок провинился, его можно наказать только один раз. Даже если поступков совершено сразу несколько, наказание может быть суровым, но только одно, за всё сразу. 3. Употребляя наказание, нельзя оскорблять ребенка. Наказываем не по личной неприязни, а по педагогической необходимости. 4. Не наказывайте, если нет полной уверенности в справедливости и полезности наказания. 5. Не допускайте превращения наказания в орудие мести. Воспитывайте убеждение, что ребенка наказывают для его же пользы. 6. Наказание не должно вредить здоровью ребенка - ни физическому, ни моральному. Если ребенок болен - воздержитесь от наказания. 7. Каким бы то не было наказание, ребенок не должен его бояться. Он должен знать, что в определенных случаях оно неотвратимо. Не наказания он должен бояться, не гнева, а вашего огорчения.
ДЕЛАЕМ ВЫВОД: «Наказание - очень трудная вещь; оно требует от воспитателя огромного такта и осторожности». А. С. Макаренко. То же самое следует и в отношении поощрения. В соответствии с этим можно сказать, что правильное воспитание - воспитание без наказаний.