Кейс - технологии как эффективное средство повышения качества преподавания истории и обществознания. Обобщение опыта Нуруллиной З. И., учителя истории и обществознания МБОУ « Аксаринская СОШ » Заинского района Республики Татарстан
Актуальность опыта Соответствует современной государственной образовательной политике ; Нацелен на личностно - ориентированное, деятельностное обучение ; Способствует реализации компетентностного подхода. Повышает уровень качества обучения
Задачи Проектирование содержания, методики и форм обучения истории и обществознания с целью повышения качества преподавания ; Разработка и внедрение в образовательный процесс элементов кейс – технологии ; Создание условий для успешной социализации учеников
Технология реализации идеи Опыт основывается на идеях, изложенных в работах М. Н. Скаткина, В. В. Давыдова, А. В. Хуторского, М. В. Рыжакова С. Е. Шишова и др., на идеях Концепции модернизации российского образования Методические основы кейс - технологии освещаются в работах В. В. Гузеева, Шимутиной Е. Н. В основном работы освещают использование данной технологии в высшей школе и применительно к социальным наукам ( экономика, социология и др.)
Сущность кейс - технологии Изучение общих закономерностей на основе конкретных ситуаций. Название технологии произошло от латинского casus – запутанный необычный случай ; а также от английского case – портфель, чемоданчик.
Структура процесса обучения по кейс - технологии ОТБОР ИФОРМАЦИИ - ИЗ КЕЙСА - САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ПОИСК - ВЫЯВЛЯЕТСЯ ПОЗИЦИЯ ШКОЛЬНИКА КОЛЛЕКТИВНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ ВАРИАНТОВ РЕШЕНИЯ СЛУЧАЙ (РЕАЛЬНЫЙ ИЛИ ВЫМЫШЛЕННЫЙ)
Используя кейс - технологии я преследую следующие цели « Погружение в историю », в ходе которого ученики эмоционально переживают то, что чувствовали участники событий ( это формирует их ценностные установки ) Способствую тому, чтобы учащиеся пришли к выводу о том, что из любой ситуации существует много выходов, и определили, от чего зависит тот или иной выход, т. е. формируется ответственность детей за выбор Развитие компетентностей учащихся Желаю, чтобы учащиеся успешно сдали экзамены
Преимущества кейс - технологий Акцент обучения переносится на выработку знаний, а не на овладение готовым знанием. Преодолевается « сухость » и неэмоциональность в изучении сложных вопросов. Учащиеся получают жизненно важный опыт решения проблем, возможность соотносить теории и концепции с реальной жизнью. У ребят развивается умение слушать и понимать других людей, работать в команде. Достоинством кейс технологий является их гибкость, вариативность, что способствует развитию креативности у учителя и учеников. ейс - технологий является их гибкость, вариативность, что способствует развитию креативности у учителя и ученика.
Разновидности кейс - технологий Метод ситуационного упражнения или анализа ; Метод ситуационно - ролевых игр ( театрализованное представление, театрализованная игра, проблемно – дискуссионная игра ); Метод игрового проектирования ; Метод инцидента ; Метод разбора деловой корреспонденции ;
Ситуационные задания по истории и обществознанию А. По субъекту анализа : - Задания, опирающиеся на позицию современника исторических событий - Задания, опирающиеся на позицию современного человека Б. По источнику анализа - Задания на основе анализа произведений живописи - Задания на основе анализа документов
Задания, опирающиеся на позицию современного человека Ты – человек XXI века, попал в 1095 г. и слышишь призыв папы Римского Урбана II об освобождении Гроба Господня в Иерусалиме. Ты уже знаешь итоги и последствия крестовых походов. Поддержал бы ты Папу или убедил его отказаться от походов ? Какие аргументы бы ты привел ?
Задания на основе анализа произведений живописи Сделай запись в дневник Ивана Грозного о событии, изображенном на картине И. Репина « Иван Грозный и сын его Иван ». Постарайся выразить чувства отца, подумай оправдывал ли он свой поступок и чем объяснял ?
Методы, интегрированные в кейс - технологию - Моделирование - Построение модели ситуации ; - Мысленный эксперимент - Способ получения знания о ситуации посредством её мысленного преобразования ; - Метод описания - Создания описания ситуации ; - Проблемный метод - Представление проблемы, лежащей в основе ситуации ; - Игровой метод - Представление вариантов поведения героев ситуации ; - « Мозговой штурм » - Генерирование идей относительно ситуации ; - Дискуссия - Обмен взглядами по поводу проблем и путей их решения.
« И всякий из нас, кто предполагает, что может руководить другими, должен постоянно и напряженно учиться.» А. В. Луначарский Спасибо за внимание !