Наука и образование
История и логика возникновения науки Предпосылка и условие возникновения: Развитие материального производства. Запросы хозяйственной жизни требуют новых знаний и навыков Систематическая организация познавательного процесса невозможна без разделения труда Умственный труд – привилегия высших слоев общества
История возникновения науки В современном науковедении: С XVII века – самостоятельный социальный институт. Научная деятельность – профессиональный статус. В Европе – первые научные общества, академии, начато издание научных журналов.
История возникновения науки Рубеж XIX-XX вв. – новое качества функционирования науки: крупные научные институты и центры, лаборатории, оснащенные технической материальной базой. Наука – разновидность современного индустриального труда Конец ХХ века – наука – все сферы жизни общества. Наука - важнейший фактор социально экономического потенциала современного общества.
Сущность и содержание науки Н. – в широком смысле – особая сфера человеческой деятельности, направленная на выработку новых знаний, а также совокупность этих знаний, особым образом упорядоченных и систематезированных.
Научная деятельность В основе – особым образом организованные опытные исследования окружающей действительности и воспроизведения его наиболее существенных свойств и признаков посредством особого языка. Язык науки - система категорий, понятий, принципов, законов.
Научная деятельность Наука – сложное явление исследование универсальных законов природы, общества и мышления Фундаментальная Поиск способов наиболее эффективного использования данных фундаментальной науки для решения насущных производственно- технических и гуманитарных проблем общественной жизни Прикладная
Наука Науки о природе – естественные: О природе О неживой О живой природе Физика Биология Химия Зоология И т.п. Науки о духе – социально- гуманитарные Немецкий философ В.Дильтей ( )
Функции науки Познавательная Прогностическая Мировоззренческая
Оценка места науки в жизни общества Сциентизм – абсолютизация стиля и общих методов «точных» наук, как единственно заслуживающих доверия инструментов ориентации человека в окружающем мире и его практического освоения. Точные науки – высшая культурная ценнность.
Оценка места науки в жизни общества Антисциентизм – исходит из принципиальной ограниченности науки в решении коренных проблем человечества, а в некоторых крайних формах даже видит в науке враждебную человеку силу, ведущую к дегуманизации человека, расщеплению его духовной целостности и встраиванию человека в созданный им техногенный мир в качестве носителя функции.
Наука в современном мире Доминирует точка зрения, что Н. – способ человеческой деятельности, требующий как и другие виды деятельности, постоянного совершенствования и согласования с интересами человека с потребностями общественной жизни.