Рождение оперы
Великолепный купол Санта Мария дель Фьоре, возведенный Брунеллески В средние века Флоренцию застраивали соборами, оставляя перед ними обширные площади. В праздничные дни на деревянных не крашенных помостах разыгрывались Священные представления.
Франческо Франча. Святой Франциск г. Флоренция. Питти.
Церковь Сан-Миньято В праздничные дни на деревянных не крашенных помостах разыгрывались Священные представления
Сад наслаждений Иероним Босх Инструменты, доставлявшие радость на земле, в аду, изображенном художником, приобрели ужасающие размеры и стали орудием для пыток. Мрачная фантазия Босха воспринималась как живописная иллюстрация церковного запрета на светскую музыку в эпоху средневековья.
Опера - 1)лат. сочинение,произведение музыкально- сценическое, в центре которого - песня (ария); 2)одно из главных достижений музыкального искусства барокко. В XVII в. расцвет оперного искусства Италии: возникают оперные школы. Трагическое мироощущение, внимание к миру глубоких чувств и эмоций человека. Человек, обуреваемый стихийными страстями, - главный объект изображения. Мелодичное одноголосие (гомофония) – основной принцип музыки барокко.
В античной трагедии актеры пели, им вторил хор, а пение сопровождалось игрой на инструментах. Итальянскому композитору Клаудио Монтеверди удалось превратить оперу вглубоко драматическое и психологическое искусство.
Самый ранний из известных портретов Монтеверди.
Монтеверди создает новый театральный спектакль по мотивам легенды об Орфее. В этом произведении две основные темы: тема страдания и сила искусства. Текст поэт Алессандро Стриджио. Впервые в пьесе все актеры разговаривают музыкально. Премьера оперы состоялась 1607 году. Впечатление было небычным. Слава о новом произведении распростарнилась по всей Италии.
Краткое содержание В прологе зрителей приветствует Музыка, символический персонаж. Затем начинается действие. Среди пастухов и нимф Орфей и Эвридика празднуют свадьбу. Хор славит влюблённых. Орфея просят спеть радостную песнь. Орфей вернулся в родной край. Он снова поёт песню. Но тут появляется Вестница, сообщающая о смерти Эвридики от змеиного укуса. Орфей скорбит. У врат в царство мёртвых Орфей молит Харона отдать ему супругу. Орфей скорбно предстаёт перед Плутоном и его женой Прозерпиной. Тронутая чувством Орфея, она просит мужа вернуть Эвридику на землю. Плутон согласен, но с условием, что, возвращаясь домой, Орфей не будет смотреть на возлюбленную. Уже почти пройдя весь путь домой, Орфей, испугавшись, что фурии отнимут любимую, всё же оглядывается на неё и теряет навсегда. Печально бредет Орфей по земле, предаваясь воспоминаниям. Он воспевает возлюбленную, кляня при этом других женщин. Явившийся Аполлон бросает упреки Орфею за уныние и печаль. Но затем призывает его к себе на небеса. Там, среди звезд, найдет он свою Эвридику.
Сюжетную основу оперы составляет драматургическое действие. Не менее важно и слово. Музыка оказалась способной самостоятельно выразить законченную драматическую идею, она сумела в новом жанре занять главенствующее положение. Новый музыкальный жанр быстро завоевал популярность.
Презентацию подготовила учитель ИЗО МБОУ Архангельской СОШ им А.Н.Косыгина Ефимович С.В.