Цель урока. Выяснить от каких величин зависит сопротивление цепи, сформировать у учащихся понятие « удельного сопротивления». Продолжить обучение работе с современным оборудованием. Продолжить формирование умения формулировать выводы из сделанных наблюдений. Продолжить формирование аккуратности, бережного отношения к учебным пособиям. Задачи. Выдвижение гипотезы и проверка её опытным путём. Проведение эксперимента с использованием современного оборудования. Использование табличных данных при анализе результатов эксперимента. Необходимое оборудование. Лаборатория «Архимед», оборудование L-micro, ИКТ. Исследовательский урок.
Что такое сопротивление? Можно ли судить о сопротивлении проводника по величине тока в нём? Обладает ли сопротивлением кусочек проволоки, лежащий на столе?
Раздаточный материал: включить «Архимед», Пуск Программа Наука multilab Регистратор : Эксперимент : установить зависимость сопротивления от, S, ρ Сохранить как … Фамилию одного из участников группы
Даны задания
На доске: 1) зависимость сопротивления от длины 2) зависимость сопротивления от площади 3) зависимость сопротивления от материала проводника Показать слайд 8
Таблица 8 на странице 105
R – сопротивление участка цепи – Ом ρ – удельное сопротивление – – длина проводника – м S – площадь поперечного сечения проводника –
Удельное сопротивление спинномозговой жидкости равно 0,556 Ом · м, а сыворотки крови 0,714 Ом · м. Определите сопротивление этих материалов, если представить, что они находятся в цилиндрическом капилляре длиной 5 см и сечением 0,1 · 10 ¯ м ².
Какая длина проволоки с удельным сопротивлением Омм, площадью поперечного сечения 2,510 м² потребуется для того, чтобы сделать резистор сопротивлением 57,6 Ом?
Определите удельное сопротивление 5% медного купороса СuSO и 5% поваренной соли NaCl.
Жидкости по степени электропроводности делятся на: диэлектрики (дистиллированная вода), проводники (электролиты), полупроводники (расплавленный селен). Жидкости по степени электропроводности делятся на: диэлектрики (дистиллированная вода), проводники (электролиты), полупроводники (расплавленный селен).
Фамилия_________________________ класс______ ________________________________ Задание 1 Стол 1. Определить как зависит сопротивление проводника от его длины. С помощью « Архимеда » установите зависимость силы тока в цепи от длины электролита в кювете. Для этого медленно перемещайте один из электродов, приближая его к другому. Включите « Архимед » : пуск программа наука multilab. Включите регистратор: « вручную », 10 замеров. Начинайте перемещать электрод, одновременно делая замеры. Выделите на графике курсорами участок, где сила тока изменялась. Нажмите инструменты анализ степенное приближение. Ответьте на вопросы: а) как изменялась сила тока в ходе эксперимента? б) как изменялась длина проводника? в) почему изменялась сила тока? г) какая характеристика проводника ограничивает силу тока в цепи? д) как зависит сила тока от сопротивления цепи? е) как зависит сопротивление проводника от его длины? (сила тока увеличивалась, значит, сопротивление _____________________________ при этом длина проводника тоже Вывод:
Фамилия_________________________ класс______ ________________________________ Задание 2 Стол 5. Определить как зависит сопротивление проводника от площади поперечного сечения. С помощью « Архимеда » установите зависимость силы тока в цепи от площади электролита в кювете. Для этого медленно перемещайте один из электродов вниз, увеличивая площадь сечения Включите « Архимед » : пуск программа наука multilab. Включите регистратор: « вручную », 10 замеров. Запустите эксперимент и одновременно начинайте перемещать электрод. Выделите на графике курсорами участок, где сила тока изменялась. Ответьте на вопросы: а) как изменялась сила тока в ходе эксперимента? б) как изменялась площадь сечения проводника? в) почему изменялась сила тока? г) какая характеристика проводника ограничивает силу тока в цепи? д) как зависит сила тока от сопротивления цепи? е) как зависит сопротивление проводника от площади сечения? (сила тока увеличивалась, значит, сопротивление _____________________________ при этом площадь сечения проводника _____________________________ Вывод:
5 % CuSO 5 % N aCl Фамилия_________________________ класс______ ________________________________ Задание 3 Стол 11. Сравнить сопротивление проводников. Амперметром измерьте силу тока в разных электролитах. А Ответьте на вопросы: Почему амперметр показывает разную силу тока? Какая характеристика проводника ограничивает силу тока в цепи? Как зависит сила тока от сопротивления цепи? Вывод:
Фамилия____________________ класс__________ ___________________________ Задание 4 Установить зависимость сопротивления электролита от температуры. С помощью « Архимеда » установите зависимость силы тока в цепи от температуры электролита. Для этого поместите кювету с электролитом в горячую воду. Включите « Архимед » : пуск программа наука multilab. Включите регистратор: « каждую секунду », 200 замеров. Выделите на графике курсорами участок, где сила тока изменялась. Нажмите инструменты анализ степенное приближение. Ответьте на вопросы: а) как изменялась сила тока в ходе эксперимента? б) как изменялась температура проводника? в) почему изменялась сила тока? г) какая характеристика проводника ограничивает силу тока в цепи? д) как зависит сила тока от сопротивления цепи? е) как зависит удельное сопротивление проводника от температуры? (сила тока увеличивалась, значит, сопротивление _____________________________ при этом температура проводника ________________________________ Вывод:
1. А. В. Пёрышкин, Физика-8, М.: Дрофа, А. И. Семке, Нестандартные задачи по физике, Ярославль: Академия развития, Идея практической работы Д. А. Порохов, учитель физики лицея 82.