Проект выполнили Бондарева К., Кудряшова А., Петин Е., 5 Б класс
Введение Сопоставляя разнообразные слова, мы отмечаем в них одинаковые части: покрасить, поклеить, почистить; серебряный, глиняный, нефтяной; новосибирец, красноярец, японец; футболист, хоккеист, биатлонист. Такие одинаковые части, имеющие смысловое значение, называются значимыми частями, морфемами. Морфема, которая находится после корня, называется суффиксом: -ан- ян-, -ин-, -онн-, ист-, -изн-, -ец-, -тель-, - онок-, -ок-, -и-, -е-, -л- и т.д.
Цель проекта. Объект Работая над проектом, мы поставили перед собой цели: глубоко изучить суффикс как значимую часть слова; поделиться своими наработками с одноклассниками. Объект: суффикс слова.
Задачи: 1.Выяснить роль суффикса в слове. 2.Узнать как можно больше групп суффиксов существительных, глаголов, прилагательных. 3.Знать значения суффиксов, уметь с их помощью образовывать слова и употреблять в речи.
Обзор нашей темы в лингвистике В нашем учебнике РЯ Т.А.Ладыженской, в лингвистических словарях мы взяли информацию о том, что называется суффиксом (одна из значимых частей слова), где он размещается в слове (за корнем), как графически обозначается, является ли обязательной морфемой в слове (нет), какова его роль (благодаря суффиксу образуются новые слова), бывают ли слова с двумя или тремя суффиксами (да), какие суффиксы наиболее распространены в русском языке. Если видишь в слове суффикс, не сделаешь ошибки при написании слова ( нет же в русском языке суффиксов -тиль-, -анок-, -ест-, -чев- и т.д.). Мы обратились к данной теме, потому что считаем ее актуальной.
В процессе работы Чтобы убедиться в злободневности темы, мы провели социологический опрос 10 взрослых и 12 школьников. Наши вопросы: 1.Что такое суффикс слова? 2.Какова его роль? 3.Назовите (очень быстро) 5 суффиксов, которые часто встречаются в словах, и что они обозначают?
Результаты опроса Опрашивае мые 1 вопрос2 вопрос3 вопрос ВзрослыеДа – 7 чел. Нет – 3 чел. (муж.) Да – 7 чел. Нет – 3 чел. Да – 6 чел. Нет – 4 чел. Школьники: старшеклас сники (6 чел.) Да – 6 чел.Да – 5 чел.Да – 4 чел. 6 кл. (6 чел.)Да - 5 чел.)Да - 4 чел.Да – 4 чел.
Наши выводы В результате проделанной работы мы пришли к выводам: 1. Не все люди, особенно взрослые, не имеющие высшего образования, знают, что при помощи суффиксов образуются слова, а значит, не пользуются возможностями русского языка и не обогащают свой словарный запас. Мы составили предложение, в котором все слова, кроме последнего, имеют суффикс. Проверяйте. Простодушный веснушчатый бердчанин Толик Синицын сидел на скамейке тихонькой аллейки и думал о наступающих летних каникулах.
Наши выводы 2.Значения суффиксов очень разнообразны. – Ист- обозначает род занятий человека: футболист, штангист, гитарист; -ец-, -ич-, -анин- принадлежность к месту жительства: краснодарец, омич, калужанин; -онок-,-очк-,-к-,-ек (ик)- ласкательное значение: котенок, пилочка, травка, орешек, столик; -оват (еват) - немного такой: желтоватый, синеватый; -чик-(щик)- профессия человека: переводчик, танцовщик; - ин- обозначить животных: лошадиный, воробьиный, -чив- лив- качество: доверчивый, болтливый и т.д.
Наши выводы 3.Суффикс в отличие от корня – необязательная часть слова. В словах хлеб, вода, воздух, мама, страна суффикс отсутствует (в этих словах только корень и окончание). 4.Суффикс с одним значением повторяется в десятках слов: лимончик, помидорчик, бананчик, апельсинчик, кефирчик, стульчик, шкафчик, диванчик, базарчик, вагончик, фонтанчик, кабанчик, баранчик и т.д. (-чик- имеет значение «маленький»).
Наши выводы 5.В слове может быть и 2 суффикса: лесочек, проводил, диктовка, описание. Встречаются слова и с 3 суффиксами: писательский, правительственный. 6.Использование слов с различными суффиксами значительно увеличивает и обогащает словарный состав языка и речь каждого из нас.
Итоговый продукт Результаты проекта представляем в виде учебного пособия-презентации, которое, надеемся, поможет вам лучше усвоить тему «Суффикс как значимая часть слова».
Литература Т.А.Ладыженская и др. Русский язык. 5 класс. – М.: Просвещение, О.Д.Ушакова. Разбор слова по составу. Санкт-Петербург, М.Т.Баранов. Школьный словарь образования слов русского языка. – М
Наши пожелания Чтобы быть успешными, иметь в будущем достойную работу, учите русский язык и обогащайте свою речь, образуя сло - ва при помощи суффик - сов, которые есть в языке.