Татаринова Л. П., заместитель директора по НМР
Школьные факторы риска: Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным особенностям школьников; Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным особенностям школьников; Несоблюдение гигиенических требований к организации учебного процесса; Несоблюдение гигиенических требований к организации учебного процесса; Недостаточная грамотность педагогов и родителей в вопросах сохранения здоровья детей; Недостаточная грамотность педагогов и родителей в вопросах сохранения здоровья детей; Несовершенство процесса физического воспитания; Несовершенство процесса физического воспитания; Интенсификация учебного процесса, сопряженная с повышенной утомляемостью; Интенсификация учебного процесса, сопряженная с повышенной утомляемостью; Функциональная неграмотность педагогов в вопросах здоровья; Функциональная неграмотность педагогов в вопросах здоровья; Частичное разрушение служб школьного врачебного контроля; Частичное разрушение служб школьного врачебного контроля; Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни
Отрицательное воздействие на состояние здоровья учащихся оказывает : отсутствие эффективных медико- педагогических программ и интегрированных тем, направленных на формирование у школьников потребности в здоровом образе жизни и сохранении здоровья несовершенство психолого-педагогической поддержки школьников отсутствие индивидуально- дифференцированного подхода к учащимся, недостаточные знания педагога о ребенке 13 стрессовая тактика авторитарной педагогики,
Урок главное поле реализации здоровъесберегающих образовательных технологий, приемов, педагогических техник и проверки педагогической компетенции учителя.
Неэффективное использование учителем педагогических приемов и способов воздействия негативно влияет на психологическое здоровье ученика разными путями: через повышенную утомляемость, через повышенную утомляемость, возникновение состояний стресса, возникновение состояний стресса, снижение восприятия, снижение восприятия, ухудшение запоминания, ухудшение запоминания, формирование негативного отношения к обучению, формирование негативного отношения к обучению, нарушение дисциплины. нарушение дисциплины.
Главным условием успешного обучения является способность учителя держать дисциплину на уроке. Главным условием успешного обучения является способность учителя держать дисциплину на уроке.
Дисциплина на уроке в значительной степени зависит от: разумности и обязательности педагогических требований учителя; разумности и обязательности педагогических требований учителя; степени насыщенности урока; степени насыщенности урока; правильного сочетания напряженно-серьезного и юмористического; правильного сочетания напряженно-серьезного и юмористического; умения учителя переключать фазы урока; умения учителя переключать фазы урока; его способности задавить мотивацию и стимулирование ученических успехов; его способности задавить мотивацию и стимулирование ученических успехов; умения держать педагогическую дистанцию; умения держать педагогическую дистанцию; степени напряженности урока; степени напряженности урока; степени готовности учителя к уроку; степени готовности учителя к уроку; умения использовать в педагогической практике активные методы обучения; умения использовать в педагогической практике активные методы обучения; умения переключать с одного вида деятельности на другой; умения переключать с одного вида деятельности на другой; глубокого знания интересов и особенностей учащихся; глубокого знания интересов и особенностей учащихся; индивидуального подхода к ним. индивидуального подхода к ним.
Действия учителя, приводящие к психологическому дискомфорту на уроке: Риторические вопросы типа «Как ты смеешь так вести себя?» Такой вопрос свидетельствует о возмущении, досаде, раздражении, с помощью которых пытаются привлечь внимание собеседника к своим чувствам, переживаниям и желаниям, Не называя их. Риторические вопросы типа «Как ты смеешь так вести себя?» Такой вопрос свидетельствует о возмущении, досаде, раздражении, с помощью которых пытаются привлечь внимание собеседника к своим чувствам, переживаниям и желаниям, Не называя их. Приказы и запреты, например: «Не смей вести себя так в моем присутствии!», «Немедленно извинись передо мной!». Человек, произносящий подобные фразы, фактически пытается контролировать поведение другого человека, для того чтобы уменьшить неприятные для себя эмоциональные переживания. Приказы и запреты, например: «Не смей вести себя так в моем присутствии!», «Немедленно извинись передо мной!». Человек, произносящий подобные фразы, фактически пытается контролировать поведение другого человека, для того чтобы уменьшить неприятные для себя эмоциональные переживания. Выговоры и претензии, например: «Ты никогда не думаешь о том, как мне тяжело». Подобные высказывания опосредованно выражают чувства недовольства, раздражения, жалости к себе, что вызывает протест и ответные претензии. Выговоры и претензии, например: «Ты никогда не думаешь о том, как мне тяжело». Подобные высказывания опосредованно выражают чувства недовольства, раздражения, жалости к себе, что вызывает протест и ответные претензии. Ирония и сарказм используются с целью вызвать у человека чувство смущения или стыда. Обычно это делается для того, чтобы замаскировать неприятные эмоции, которые переживает сам говорящий. Ирония и сарказм используются с целью вызвать у человека чувство смущения или стыда. Обычно это делается для того, чтобы замаскировать неприятные эмоции, которые переживает сам говорящий.
Недостатки поведения учителя на уроке: монотонность речи учителя; монотонность речи учителя; металлический, резкий, крикливый голос; металлический, резкий, крикливый голос; однообразие ораторских приемов, отсутствие художественных оборотов в речи; однообразие ораторских приемов, отсутствие художественных оборотов в речи; окрики и упреки типа «Сидеть!», «Молчать!», «Не вертеться!», «Тихо!» и др.; окрики и упреки типа «Сидеть!», «Молчать!», «Не вертеться!», «Тихо!» и др.; отсутствие средств наглядности или формальное их использование; отсутствие средств наглядности или формальное их использование; безразличие к пассивной позиции учащихся безразличие к пассивной позиции учащихся неиспользование ТСО; неиспользование ТСО; несвязаность нового материала с ранее изученным; несвязаность нового материала с ранее изученным; констатирующий характер объяснения; констатирующий характер объяснения; отсутствие заинтересовывающей эмоциональной окраски при изложении материала (особенно нового) и др. отсутствие заинтересовывающей эмоциональной окраски при изложении материала (особенно нового) и др.
Советуем такие методы: Называние собственных чувств, например; «Я рассержена», «Мне грустно», «Я чувствую себя спокойно», «Я огорчена», «У меня такое чувство, будто я тебя обидела», «Когда ты это делаешь, я чувствую то-то и то-то». (Часто ли мы используем эти, казалось бы, простые выражения?!) Называние собственных чувств, например; «Я рассержена», «Мне грустно», «Я чувствую себя спокойно», «Я огорчена», «У меня такое чувство, будто я тебя обидела», «Когда ты это делаешь, я чувствую то-то и то-то». (Часто ли мы используем эти, казалось бы, простые выражения?!) Описание своего физического состояния, например:" У меня перехватило дыхание, сильно забилось сердце», «Мне стало легко и хорошо!». Иногда человеку проще описать свои ощущения, чем назвать испытываемую эмоцию. Описание своего физического состояния, например:" У меня перехватило дыхание, сильно забилось сердце», «Мне стало легко и хорошо!». Иногда человеку проще описать свои ощущения, чем назвать испытываемую эмоцию. Называние возможных действий, например: «Мне хочется провалиться сквозь землю», «Я готова тебя обнять и расцеловать!» Называние возможных действий, например: «Мне хочется провалиться сквозь землю», «Я готова тебя обнять и расцеловать!»
Реализация здоровьесберегающих педагогических технологий общение на фоне положительных эмоций; общение на фоне положительных эмоций; предупреждение психотравмирующих ситуаций; предупреждение психотравмирующих ситуаций; бесконфликтное общение; бесконфликтное общение; соблюдение этических и эстетических норм, основанных на понятиях добра и сочувствия; соблюдение этических и эстетических норм, основанных на понятиях добра и сочувствия; поощрение инициативы и успехов; поощрение инициативы и успехов; предупреждение чрезмерного умственного и статического напряжения (динамические и релаксационные паузы). предупреждение чрезмерного умственного и статического напряжения (динамические и релаксационные паузы).
Основные направления: совершенствование структуры урока; совершенствование структуры урока; мобилизация обучающихся на выполнение поставленных задач и достижение целей непосредственно на уроке; мобилизация обучающихся на выполнение поставленных задач и достижение целей непосредственно на уроке; повышение познавательной самостоятельности и творческой активности на уроке; повышение познавательной самостоятельности и творческой активности на уроке;
целенаправленный выбор оптимальных вариантов сочетания различных методов, приемов, средств обучения; целенаправленный выбор оптимальных вариантов сочетания различных методов, приемов, средств обучения; интенсификация учебно- воспитательного процесса на уроке; интенсификация учебно- воспитательного процесса на уроке; осуществление межпредметных и внутрипредметных связей. осуществление межпредметных и внутрипредметных связей. Основные направления: