Педагогическая мастерская Новоселовой Натальи Степановны учителя русского языка и литературы МОУ-Лицей 10 МОУ-Лицей 10 г. Белгорода г. Белгорода
Готовимся к ЕГЭ Учимся писать сочинение Для работы у выпускников есть: накопительная папка «Подготовка к ЕГЭ» накопительная папка «Подготовка к ЕГЭ» сборник Н.А.Сениной «Русский язык. ЕГЭ» сборник Н.А.Сениной «Русский язык. ЕГЭ» раздаточный материал раздаточный материал
Шаг за шагом Перечитать текст, чтобы понять и разобраться I.О чем этот текст? II.Какова главная мысль автора? III.Проанализировать широкую и узкие темы и узкие темы
Прочитав текст, формулируем проблему. Проблема текста – вопрос, над которым задумывается автор
Что мне интересно? В чем я разбираюсь? Зачем я это делаю? Что я буду делать? ?
Клише как подсказка к следующему шагу Автора интересует вопрос (или он касается следующих вопросов … ) Автора интересует вопрос (или он касается следующих вопросов … ) В этом тексте поднимается (затрагивается) проблема … В этом тексте поднимается (затрагивается) проблема … Нет сомнения, что главные усилия автора направлены на … Нет сомнения, что главные усилия автора направлены на … В современном мире проблема … представляет особую актуальность. В современном мире проблема … представляет особую актуальность. … ? Над этой проблемой предлагает поразмышлять автор текста. … ? Над этой проблемой предлагает поразмышлять автор текста.
Bиды проблем: философские социальные нравственные политические научные экологические
Шаг за шагом Комментируя проблему, можно поразмышлять над некоторыми вопросами, связанными с прочитанным текстом: определить микротемы по абзацам определить микротемы по абзацам выявить авторское отношение к ней выявить авторское отношение к ней оценить степень актуальности поднимаемой проблемы и объяснить, в чем её актуальность оценить степень актуальности поднимаемой проблемы и объяснить, в чем её актуальность
Внимание! В тексте может быть В тексте может быть несколько проблем, достаточно выявить хотя бы одну из них и с ней работать
Снова речевые клише - подсказки Когда читаешь этот текст, представляешь себе (думаешь) … Когда читаешь этот текст, представляешь себе (думаешь) … Чувствую по отдельным строчкам, предложениям, с каким настроением пишет автор (будь то грусть или ирония, сарказм, печаль или искрометная радость ) … Чувствую по отдельным строчкам, предложениям, с каким настроением пишет автор (будь то грусть или ирония, сарказм, печаль или искрометная радость ) …
Шаг за шагом Позиция автора – это основная мысль текста Автор считает, что … Автор считает, что … … приглашает к размышлению … … приглашает к размышлению … Автор определяет своё отношение к … Автор определяет своё отношение к … Позиция автора сформулирована в предложении … Позиция автора сформулирована в предложении … Цель автора текста – убедить читателя в том, что … Цель автора текста – убедить читателя в том, что …
Внимание! Если проблема текста – это вопрос, то позиция автора – это ответ на поставленный в тексте вопрос !
Следующий шаг – собственная позиция Доказательство согласия или несогласия с автором (тезис, аргумент, вывод) Речевое оформление сочинения (связанность, целостность, последовательность, логичность, завершенность) Точность и выразительность речи Владение языковыми средствами Творчество ученика, эмоциональность
Шаг за шагом Аргументы: примеры из художественной литературы; примеры из периодической печати, теле- и радиопередач; реальные факты и собственные наблюдения; мудрые мысли (пословицы, поговорки, афоризмы).
Внимание! аргументы Чтобы аргументы воспринимались не необходимо композиционно оформить как вводные конструкции, без которых можно обойтись, их необходимо композиционно оформить. Во-первых, … В доказательство можно привести ещё и такие аргументы…
Последний шаг Вывод Необходимо ещё раз вернуться к поставленной проблеме!
Итак, сочинение – рассуждение написано! Проблемы Проблемы Комментарий Комментарий Позиция автора Позиция автора Моя позиция Моя позиция Аргумент I Аргумент I Аргумент II Аргумент II Вывод Вывод