Вопрос, как средство обучения Каков вопрос таков и ответ (Народная мудрость)
Цель - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.
Формулировка цели Зона поиска Диалог Уточнение имеющейся информации Демонстрация своего мнения, оценки, позиции Получение новой информации Настройка сознания и эмоций собеседника на определенный лад Функции вопросов
Стратегии и приемы, развивающие умение задавать вопросы Стратегия «Вопросительные слова» Вопросительные словаОсновные понятия темы Как? Что? Где? Почему? Сколько? Откуда? Какой? Зачем? Каким образом? Какая взаимосвязь? Из чего состоит?
Стратегия «Тонкий и толстый вопросы» ? ? Дайте три объяснения, почему…? Объясните, почему…? Почему вы думаете…? Почему Вы считаете…? В чем различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…? Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Мог ли…? Как звать…? Было ли…? Согласны ли Вы…? Верно ли…?
Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала, ориентированы на работу памяти Уточняющие вопросы – «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…» Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?) Оценочные вопросы (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете, что произойдет дальше…?» Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?» Стратегия «Ромашка вопросов»
П р о с т о й в о п р о с У т о ч н я ю щ и й в о п р о с О ц е н о ч н ы й в о п р о с Т в о р ч е с к и й в о п р о с В о п р о с и н т е р п р е т а ц и я П р а к т и ч е с к и й в о п р о с ?
Вопросы К новой теме урока К основным понятиям пройденного материала При работе с текстом Работа в группах и парах (взаимопроверка) При работе с картой На проверочной работе Сравни!
«Умеющие мыслить – умеют задавать вопросы » Алисон Кинг