Познание теория
Познание мира Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире. Знание есть продукт познания!!!
Процесс познания Субъект познания Результат Объект познания Познающий человек, наделенный волей и сознанием, или коллектив Знание Познаваемый предмет (процесс, явление, внутреннее состояние человека) Весь окружа ющий мир Все общество
Возможность познания мира Виды познания: обыденное, социальное, научное, религиозное, мифологическое, художественное
Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное
Формы чувственного познания Ощущение – отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств. Восприятие – чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств. Представление - чувственно- наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств.
Формы рационального познания Понятие – мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, процесса, явления. Суждение – мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, процессе, явлении. Умозаключение (вывод )-мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения. Индуктивное- умозаключение от частного к общему Дедуктивное- Умозаключение от общего к частному Получаемое по аналогии
Место чувственного и рационального познания Эмпиризм - (от греч. empeiria - опыт) - направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта,чувственного познания, принижение роли рационального познания (понятий,теории). эмпиризм сформировался в17-18 вв.греч.направление чувственныйопыт абсолютизацияпознания, принижениероли познания (Ф. Бэкон, Т. Гоббос, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм); элементы эмпиризма присущи позитивизму, неопозитивизму (логический эмпиризм).Бэкон,Локк,Беркли,
Я познаю мир!!!
Рационализм (от лат.ratio- разум, рассудок) - наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства. Знание является единством чувственного и рационального познания действительности.
Особенности чувстветвенного и рационального познания Чувственное познаниеРациональное познание Непосредственность, выражающая в прямом воспроизведении объекта Наглядность и предметность возникающих в результате познания и образов Воспроизведение внешних сторон и свойств объектов Опора на результаты чувственного познания Абстрактность и обобщенность возникающих в результате познания образов Воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений.
Особой формой взаимодействия чувственного и рационального познания является интуиция ( лат.intuitis –взгляд, вид)- вид познания в котором проявляется способность непосредственного постижения истины в результате «озарения», «наития», «прозрения» без опоры на логические обоснования и доказательства. Признаки интуиции: внезапность; неполная осознанность; непосредственный характер возникновения знаний. Виды интуиции: -интеллектуальная –связанная с умственной деятельностью; -мистическая –связана с жизненными переживаниями, эмоциональным миром человека.
Виды интуиции: -интеллектуальная –связанная с умственной деятельностью; - мистическая –связана с жизненными переживаниями, эмоциональным миром человека
В процессе познания большую роль играют эмоции и чувства человека Эмоции Аффективная форма проявления моральных чувств Чувства Эмоции, но выраженные в соответствующих понятиях (чувства любви, ненависти и т.д.) Мотивационная сторона познания Устойчивость интересов и целей субъекта познания
Эмоции
чувства
Абстрактные чувства
Иногда результатом познания становится заблуждение Заблуждение- это содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину. Источники заблуждения: погрешности, связанные с переходом от чувственного уровня познания объекта к рациональному; некорректный перенос чужого опыта без учета корректной проблемной ситуации. Ложь –это сознательное искажение образа объекта.