Методы и приемы развития связной речи у дошкольников с ОНР
«…Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя» Ф. А. Сохин
Принцип коррекционно- развивающего обучения детей с ОНР Одновременная работа над всеми компонентами речевой системы Метод устного опережения Фонематические процессы Звуко-буквенный анализ и синтез слов Лексико-грамматическая сторона речи Учить излагать суть задания Отвечать на вопросы Рассказывать о последовательности выполнения задания
Последовательность работы по развитию навыков пересказа Последовательный пересказ текстов с опорой на вопросы Последовательный пересказ текстов с опорой на предметные картинки и вопросы (выраженная причинно-следственная связь) Последовательный пересказ текстов от первого (третьего) лица по знаковым схемам Пересказ текстов-описаний с опорой на картинки, вопросы, схемы Выборочный пересказ. Составление плана. Краткий пересказ Творческий пересказ (по началу, концу, середине)
Творческое рассказывание В рассказе придуманы, вымышлены образы или действия Рассказ на основе воображения Значительная аналитико- синтетическая деятельность мозга
Творческое воображение ВозрастФункция Роль критического мышления Преобразование опыта Комбинации пережитых впечатлений С 6 лет Приобретает активный, созидательный характер Не пустое фантазирование Нагромождение фантазий потеря сюжетной линии репродуктивное творческое
Психологические предпосылки самостоятельного рассказывания Активность, интеллектуальность, внутренняя опосредованность внимания Произвольность и образность памяти Логика и понятийность мышления Управляемость воображения Совершенствуются в ходе составления рассказа
Рассказы по сюжетным картинам Наглядная опора для активного, продолжительного диалога Воздействие на эмоции, мотивация интерес Стимуляция речевой и мыслительной деятельности Трансформация исходного рассказа по картине Картина – наглядная база для возникновения нового замысла
Виды творческого рассказывания по сюжетной картине С добавлением последующих событий С заменой объекта С заменой действующего лица С добавлением предшествующих событий С добавлением предшествующих и последующих событий С добавлением объекта С добавлением действующего лица С добавлением объектов и действующих лиц С изменением результата действия Со сменой времени действия
Этапы работы по сюжетной картине Анализ содержания картины Активизация психических процессов Составление исходного рассказа по картине Планирование творческого рассказа Творческий рассказ Место действия Время действия Свойств объектов и предметов Цели действия персонажей Причинно-следственные связи Интереса Внимания Памяти Воображения Мышления Инициативности
Устно-речевые предпосылки письменной речи Состояние звукопроизношения Состояние фонематического слуха Состояние лексико-грамматического строя речи