Для чего нужна сказка ? Выполнила учитель начальных классов моу-сош п. Прудовой Алтарёва С.Г.
Сказка – один из древнейших жанров словесного творчества и один из основных жанров фольклора.
Виды сказок: волшебная бытовая о животных докучная
Волшебная сказка – сказка, в которой присутствует магия, или волшебство. Героями таких сказок обычно бывают люди, которым по сюжету приходится взаимодействовать с носителями сверхъестественных сил (феи, лешие, скатерти-самобранки и т.п.).
Сказка о животных сказка, действующими лицами которой являются животные. Обычно такие сказки подобно басням иллюстрируют человеческие взаимоотношения.
Бытовая сказка – сказка, иллюстрирующая какую-то здравую мысль или социальную проблему при помощи бытового сюжета.
Докучная сказка - это сказка, построенные на повторе, не имеющая конца
Сказочные приметы: Зачин (начало); Троекратный повтор; Наличие устаревших выражений; Борьба добра со злом – добро всегда побеждает.
Воспитание сказкой Соотнеси название сказки с её нравственным уроком: Лиса и журавльМир не без добрых людей Сестрица Алёнушка и братец Иванушка Злом отвечать на зло – плохо Маша и медведьНе было бы счастья, да несчастье помогло. Царевна- лягушка Научит горюна другая сторона.
К каким сказкам можно отнести эти пословицы? ДРУЗЬЯ ПОЗНАЮТСЯ В БЕДЕ. ЗА ДОБРО ДОБРОМ ПЛАТЯТ. СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ - ОДИН ОТРЕЖЬ. БЕЗ ТРУДА НЕ ВЫТАЩИШЬ И РЫБКУ ИЗ ПРУДА. ПОД ЛЕЖАЧИЙ КАМЕНЬ ВОДА НЕ БЕЖИТ. ДОБРОЕ БРАТСТВО - ДОРОЖЕ БОГАТСТВА.
Воспитание добрых чувств «Гусилебеди». Мне больше всего в сказке нравятся речка, яблонька, печка. Почему же? А кому сопереживаете вы? «Репка». Почему деду удалось вырастить репку? А если бы не мышка, смог бы дед вытащить репку? «Сивка-бурка». Чем похожи Иванушки-дурачки во всех сказка? (уважают старших, смелые, хитрые, жизнерадостные, ласковые, добрые, порядочные, лукавые…) Нужное подчеркните. «Каша из топора».К то вам больше нравится – солдат или бабка. Почему? «Лев и собачка». Есть ли у тебя настоящий друг? Расскажите о нём.
Развитие мышления и воображения «Три медведя». Придумаем сказку наоборот: три медведя заблудились и попали к девочке домой. Дома никого не было. Как повели себя медведи? «Репка». Сказка продолжается. Придумайте, что было потом, может, репка оказалась волшебной, или, возможно, возникли споры, как её правильно разделить между всеми. «Волк и семеро козлят». Придумаем пароль, который знали только козлята и коза. Как волк обманет козлят в этих новых обстоятельствах? «Смоляной бочок». В сказку попала волшебная палочка. Кому она помогла и что она изменила?
Сказка и математика «Смоляной бочок». Составьте считалку про бычка и других героев: «Раз бычок, два бычок…» «Волк и семеро козлят». Чем похожи и чем отличаются цифры 1 (волк, коза) и 7 (козлят)? Где такие цифры (или числа) встречаются в сказках, в жизни? «Колобок». З ашифруйте сказку с помощью геометрических фигур. «Лиса и рак». За какое время лиса пробежит 10 м. А рак? «Маша и медведь». Вспомни 5 сказок про медведей.
Сказка и экология «Репка». Как деду удалось вырастить большую репу? Чем репа полезна? Какие блюда из неё можно приготовить? «Три медведя». Вы потерялись в лесу. У вас нет компаса, идёт дождь (светит солнце). Как в разных погодных условиях, используя приметы, выйти из леса? «Гусилебеди». Чем похожи и чем отличаются: лесные и садовые яблочки; ржаные и пшеничные пироги? «Лиса и заяц». Какая избушка лучше летом, а какая зимой и почему: деревянная, ледяная, каменная, железная? «Смоляной бочок». Что мы знаем про ёлку и смолу?
Учеными доказано, что чтение сказок необходимо для развития мышления маленького ребенка. Сказка учит малыша думать, оценивать поступки героев, тренирует память и внимание, развивает речь. А главное, сказка выступает своеобразным тренингом жизненных умений для ребенка, постигающего окружающий мир.