ЖОСТОВСКАЯРОСПИСЬ
ЭЛЕКТРОННОЕ ПОСОБИЕ «ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ» ПРЕЗЕНТАЦИЯ МОУ ДОД « Центр детского творчества » Г. Щекино Педагог дополнительного образования : Хахина Ольга Владимировна Преподаваемый предмет : Изобразительное искусство г. Щекино, 2013 г.
ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ Народный промысел Художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жестово.
Изготавливаются подносы из обычного листового железа. Выкованные изделия грунтуют, шпаклюют, шлифуют и лакируют, что делает их поверхность безукоризненно ровной, затем расписывают масляными красками и покрывают лаком.
6 ЭТАПОВ Вначале художник наносит замалёвок ( замалевку, подмалёвок ). Широкой кистью в неполную силу краски, очень обобщённо пятном он рисует силуэты будущих цветов и листьев, определяя их размер, соотношение частей, основную окраску, форму и расположение на предмете.
Полученное изображение пока ещё плоско, в нём нет видимой глубины и объёма. Оно блёкло, так как каждый мотив сделан одним цветным тоном, без игры оттенков и света. Замалевываются обычно сразу несколько подносов, которые потом сушат в специальных шкафах, чтобы краски стали тоньше, « вжухли », впитавшись в фон.
На светлых местах цвет изменяют на более яркий, иногда он нарастает каскадом : бледный и прозрачный, затем более густой и сильный, затем ещё плотнее и ярче. На наших глазах из плоского цветового пятна возникает не только объём, но и игра цвета, белесые тона оживляются зелёными, синими, жёлтыми, красный приобретает нестерпимо жгучее звучание, краски начинают как бы светиться своеобразным металлическим блеском.
Художник меняет кисть и начинает снимать эти противоречия, высветляя выступающие части букета теми же красками, но более плотными из - за добавленных в них белил. Этот третий этап росписи называется прокладкой ( перемалевкой ).
Цветы, плоды и листья, возникая из бликующего фона предмета, словно приобретают ощутимую плоть и в то же время связываются в целое лёгкой объединяющей дымкой. Но и здесь не оставляет мастер своей кисти, он лишь слегка меняет палитру. Высветляя краски, художник приступает к бликовке четвёртому моменту росписи, одному из наиболее ярко отличающих каждого живописца.
Бликовка очень важна для жостовской росписи и всегда разнообразна. Она лёгкая, « в полкисти », « влажная », когда отдельные мазки ложатся, не соединяясь друг с другом, или плотная, обильная, рельефно выступающая над основным тоном.
Блики подчеркивают форму растений, либо рассыпаются на них дробью узорных движков. Мазок то растушеван, как бы размыт, то энергичен, свободен и « открывает » движение кисти, постепенно от яркого удара сходя на нет, утончаясь в цвете и сохраняя след волосков.
После привязки приступают к чертежке и длинной кистью очень легкими и быстрыми касаниями очерчивают загибающиеся лепестки, рисуют прожилки в листве, « садят » семена в чашечках цветов.
Исполненная маховыми ударами кисти, родившаяся из сочных и влажных мазков, ярких цветовых пятен, жостовская роспись насыщается линией, уточняющей рисунок её частей, добавляющей к дыханию цвета и света грацию штриха, изящество мелких разделок, остроту графического движения.
Вводя тонкие травки, стебельки, усики между цветами и листьями, мастер смягчает переходы от росписи к фону, как бы привязывает её к предмету. Для этого существует особая привязочная кисть.
Так, по словам старых художников, пять - шесть жостовских приёмов, взявшись за руки, хороводом вяжут жостовский букет.