Программирование на Паскале – первый уровень Простые (линейные) программы. Операторы ввода-вывода. Переменные величины. Учитель информатики МОУ Юрцовская СОШ Егорьевский район Сафонова Ольга Викторовна
операторами обращениями к процедурам Программа на Паскале состоит из команд, как дом из кирпичей. Прежде чем строить дом, нужно узнать, как выглядят кирпичи. Команды, из которых состоит программа на Паскале и многих других языках, называются операторами. Многие операторы на Паскале являются обращениями к процедурам.
Write Процедура вывода Write Практически любая программа кроме всего прочего показывает на экране какие-нибудь числа или слова. Оператор, с которым мы познакомимся, приказывает компьютеру изобразить на экране монитора ту или иную информацию, состоящую из символов. Пусть мы хотим, чтобы компьютер изобразил на экране число Эту задачу выполняет процедура Write. К ней обратимся так: Write(1999). То, что нужно изобразить, положено заключать в круглые скобки. По- английски слово Write означает «пиши», читается – «райт». А теперь поучимся на примерах.
Примеры. Как пишем обращение к процедуре Что мы видим в результате на экране Write(– 500) Write(3 + 2) – Write(3 * 2) Write(2 * 2 – 1) Write(Хорошо!) Write(Я изучаю Паскаль) 6 3 Хорошо! Я изучаю Паскаль * – знак обозначает умножение. Текст, в отличие от чисел и выражений, нужно брать в одинарные кавычки.
Первая программа на Паскале Рассмотрим, как устроена простая программа на Паскале:BEGIN Write(Начали); Write(Начали); Write(8 + 1); Write(8 + 1); Write(5 – 2) Write(5 – 2)END. Write, «знаки препинания», BEGIN ENDBEGIN END Write Программа состоит из трёх операторов Write, записанных друг за другом. Кроме них, программы на Паскале содержат «знаки препинания», в нашем случае это служебные слова BEGIN и END, точка с запятой и точка. Слова BEGIN и END не являются, в отличие от Write, приказами на выполнение каких-либо действий по исполнению задания.
Правила расстановки «знаков препинания» BEGIN BEGIN BEGIN будем ставить в начале программы, чтобы компьютеру было видно, откуда она начинается. BEGIN переводится как НАЧАЛО, читается – «бигин». END с точкой ставится в конце программы, чтобы компьютеру было видно, где она кончается, END переводится как КОНЕЦ, читается – «энд». BEGIN END Точкой с запятой необходимо отделять операторы друг от друга. Служебные слова BEGIN и END от операторов точкой с запятой отделять не нужно.
Выполняем первую программу на компьютере 1. Запустите Паскаль. Наверху экрана возникает меню, а под ни синее (обычно) окно во весь экран с мигающим курсором. Можно вводить программу. Если окно не появилось, то нажмите клавишу F4, а затем в меню слова File и New. (File New). 2. Введите в окно программу как обычный текст в обычном текстовом редакторе. 3. Если получится, сохраните программу на жёстком диске. Для этого File Safe, а затем в открывшемся диалоговом окне выберите каталог и введите имя файла, в который будете сохранять программу.
4. Выполните программу. Для этого выполните Run Run, а чтобы увидеть результаты, нажмите (Ctrl+F9), а затем Alt-F5, что означает: удерживая нажатой клавишу Alt, щёлкните по клавише F5. Выполнив программу в первый раз, поэкспериментируйте: измените содержимое операторов Write и выполните программу ещё раз. 5. Если в вашей программе Паскаль заметил ошибку, он ставит на неё (или недалеко от неё) курсор и сообщает о ней золотыми буквами на красном фоне.
Распознаём сообщения компьютера об ошибках Составим следующую программу:BEGIN Write(Начали!); Write(Начали!); Write( ) Write( )END. Выполните программу. Она напечатала следующий результат: Начали!93 Введём в нашу программу ошибки и будем наблюдать за реакцией Паскаля.
Сообщения компьютера об ошибках С отрите точку после END. Теперь запустите программу. На экране появится сообщение Unexpected end of file, которое переводится как Неожиданный конец файла. Паскаль нашёл эту ошибку в программе и сообщает о ней, поставив курсор в строку, содержащую ошибку. Уберите сообщение компьютера клавишей Esc. И справьте эту ошибку и введите другую – сотрите точку с запятой после Write(Начали!). На этот раз сообщение такое: ; expected, что значит Ждал точку с запятой. Однако курсор стоит совсем не в том месте, где ошибка, а в начале следующего оператора. Паскаль не всегда точно определяет место ошибки.
Исправьте эту ошибку и введите другую – напишите само имя оператора с ошибкой – Wite(Начали!). Реакция Паскаля – Unknown identifier, что означает Неизвестное имя. Имеется в виду имя процедуры Write. Исправьте эту ошибку и введите другую – сотрите правую кавычку в операторе Write(Начали!), чтобы получилось Write(Начали!). Реакция Паскаля – String constant exeeds line. Это намёк на то, что раз кавычку открыли, то надо её закрывать. Теперь сотрите левую кавычку. Реакция Паскаля – Syntax error, что значит Синтаксическая ошибка. Паскаль в затруднении: он знает, где ошибка, но в чём она состоит – не знает. Сообщения компьютера об ошибках
Исправьте ошибки и введите ещё одну – сотрите правую скобку в операторе Write(Начали!), чтобы получилось Write(Начали!. Реакция Паскаля – ) expected, что значит Ждал скобку. Исправьте ошибку и введите другую – сотрите левую скобку в операторе Write(Начали!), чтобы получилось WriteНачали!). Реакция Паскаля – ; expected, что значит Ждал точку с запятой, причём курсор стоит на букве Н. Вот здесь Паскаль не прав (просто нельзя учесть все возможные причины ошибки). Паскаль иногда неправильно определяет характер ошибки.
Используемая литература 1.Лукин Н.С. Турбо-Паскаль 7.0. Самоучитель для начинающих – 2-е изд., испр. И допол. – М.: «Диалог-МИФИ», – 400 с.