Тема : « Действия с десятичными дробями» Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный, путь подражания – это путь самый легкий и путь опыта – это путь самый горький. (Конфуций) Цели: 1. Систематизировать, расширить и углубить знания, умения учащихся при работе с десятичными дробями. 2. Способствовать развитию наблюдательности, умения анализировать, сравнивать, делать выводы. 3. Побуждать учеников к само-, взаимоконтролю, вызывать у них потребность в обосновании своих высказываний.
Зарядка для ума. «Нас не догонишь»
1.Эти слова произносят в минуту наивысшей опасности, которая может обрушиться в любую секунду Танталовые муки – 0,054 Дамоклов меч – 0,54 Гордиев узел - 5,4 1,2 : ,8 0,6 х 0,9 0,54 МОЛОДЦЫ!
2. Эти слова указывают на слабое, уязвимое место человека в характере, привычках и склонностях Геркулесовы столпы – 0,02 Ахиллесова пята Высечь море – ,1 2,1 х 0,7 2 :0, МОЛОДЦЫ!
3. Эти слова произносят, когда хотят сказать, что сделан решающий шаг, после которого нельзя отступать. Вперед! Ни шагу назад! – 21 Сжечь мосты - 2,1 Держать порох сухим – , :0, х 0,01 2,1 МОЛОДЦЫ!
Решите задачи: а) Если измерения прямоугольника 1,6 м и 0,5 м, то его площадь равна _______м2. б) Если скорость пешехода 4,5 км/ч, а всадника 16 км/ч, и они идут навстречу друг другу, то скорость их сближения _____ км/ч. в) Если скорость течения реки 2,5 км/ч, а собственная скорость катера 19 км/ч, то против течения он движется со скоростью ______ км/ч. г) Если 10 человек купили мороженое по цене 9,5 рублей, то стоимость их покупки _______ руб.
Правила учим и знаем!
При сравнении десятичных дробей надо – … 1) Сравнить дроби, не обращая внимания на запятую. 2) Уравнять количество знаков после запятой приписав справа нули, отбросить запятую и сравнить дроби как натуральные числа. 3) Сравнить дроби как натуральные числа. Тест 1 1. Соединить линией соответствующую часть определения.
2. Завершить утверждение. При сложении или вычитании десятичных дробей надо: … Записать дроби одну под другой, не обращая внимание на запятую. Выполнить сложение или вычитание дробей. Записать дроби так, чтобы запятая была под запятой. Выполнить действие. В результате отсчитать столько цифр, сколько их после запятой в обоих числах и поставить запятую. Уравнять количество знаков после запятой. Записать их друг под другом так, чтобы запятая была под запятой. Выполнить сложение (вычитание), не обращая внимание на запятую. Поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях.
Чтобы перемножить две десятичные дроби, надо: В найденном произведении, справа налево отсчитать такое же количество знаков и поставить запятую Перемножить десятичные дроби как натуральные числа, не обращая внимания на запятые. Посчитать количество знаков после запятой в обоих множителях. 3. Восстановите порядок выполнения действий при умножении десятичных дробей.
4.Отметить знаком «+» верное утверждение. 1)Чтобы разделить десятичную дробь на десятичную дробь, надо в делимом и делителе перенести запятую вправо на столько цифр, сколько их после запятой в делителе. После этого выполнить деление на натуральное число. 2) Выполнить деление как натуральные числа. В частном поставить запятую отделив столько же цифр сколько их в делителе. 3) Перенести запятую в делителе вправо, чтобы получилось натуральное число. После этого выполнить деление на натуральное число.
Тест 2 Решите примеры. Найдите ответы. Из букв сложится слово. Запишите его. 1 вариант 1) 5,8 + 22,753 = 2) 88,252 – 4,69 = 3) 7,87 0,01 = 4) 3,75 1,7 = 5) 17,6 : 100 = 6) 1,598 : 4,7 = 6,375 – В; 28,553 – С; 1,76 – Р; 0,176 – Е; 0,34 – Н; 83,562 – Т ; 63,75 – А; 0,0787 – И. 2 вариант 1) 38, ,6 = 2) 75,319 – 7,84 = 3) 1, = 4) 4,57 2,3 = 5) 23,7 : 0,01 = 6) 6,944 : 3,2 = 127,5 – П; 2370 – Р; 105,11 – Н; 10,511 – Л; 67,479 – Е, 2,17 – Р; 42,351 – К, 237 – А.
Физкультминутка.
Правила знаем – задачи решаем!
1.Решите задачу: Одновременно из села в город выехали два автомобиля. Скорость первого равна 40 км/ч, а второго – в 1,5 раза больше. Каким будет расстояние между автомобилями через 2,5 часа? 2. Решите уравнения: а) 10 – 2,4х = 3,16; б) (у + 26,1) 2,3 = 70, Выполните действия: (130,2 – 30,8) : 2,8 – 21,84
Ответы к тесту 1 1. При сравнении десятичных дробей надо – … 2. Уравнять количество знаков после запятой приписав справа нули, отбросить запятую и сравнить дроби как натуральные числа. 2. При сложении и вычитании десятичных дробей надо: 2.Уравнять количество знаков после запятой. Записать их друг под другом так, чтобы запятая была под запятой. Выполнить сложение (вычитание), не обращая внимание на запятую. Поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях.
Ответы к тесту Восстановить порядок выполнения действий при умножении десятичных дробей. Записать числа одно под другим, не обращая внимание на запятую. Перемножить дроби, как натуральные числа. Посчитать количество знаков после запятой в обоих множителях. 4.Отметить знаком «+» верное утверждение. Чтобы разделить десятичную дробь на десятичную дробь, надо в делимом и делителе перенести запятую вправо на столько цифр, сколько их после запятой в делителе. После этого выполнить деление на натуральное число. В найденном произведении справа налево отсчитать такое же количество знаков и поставить запятую.
В своей книге "Десятая" он не только излагает теорию десятичных дробей, но и старается убедить людей пользоваться ими, говоря, что при их использовании "изживаются трудности, распри, ошибки, потери и прочие случайности, обычные спутники расчетов". Его и считают изобретателем десятичных дробей. В конце XVI века мысль записывать дробные числа десятичными знаками пришла некоему Симону Стевину Симону Стевину из Фландрии. В своей книге "Десятая" (1585г.) он излагает теорию десятичных дробей и предлагает писать цифры дробного числа в одну строку с цифрами целого числа, при этом нумеруя их. Например, число записывалось так: 0,3752 = или 5,13=
1617 г. - шотландский математик Джон Непер предложил отделять десятичные знаки от целого числа либо запятой, либо точкой г. - в записи дробей впервые встречается запятая г. – Иоган Кеплер предложил современную запись десятичных дробей, т.е. отделение целой части запятой. До него существовали другие варианты: 3,7 писали как 3(0)7 или 3\ 7 или разными чернилами целую и дробную части год - В России учение о десятичных дробях изложил Л.Ф.Магницкий в, в учебнике «Арифметика, сиречь наука числительная». В странах, где говорят по-английски (Англия, США, Канада и др.), и сейчас вместо запятой пишут точку, например: 2.3
Домашнее задание: Написать сочинение на тему: «Путешествие в царство десятичных дробей»