Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе. А. Н. Колмогоров
В настоящее время проблема работы с одарёнными детьми всё более актуальна. Обществу нужна творческая личность. Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей
Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования. С сентября 2011 года во всех образовательных учреждениях нашей страны работает Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС). В основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход, который, среди множества планируемых результатов, предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества; учёт индивидуальных особенностей учащихся; разнообразие их развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов
Одарённость это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одарённый ребенок это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Каково ваше мнение по этому вопросу? В настоящее время одарёнными принято считать: детей с интеллектом выше среднего; детей с высоким уровнем творческих способностей; детей, достигших успехов в некоторых областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты); детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).
Выделяют следующие виды одарённости: Одарённость в практической деятельности; Одарённость в познавательной деятельности; Одарённость в художественно-эстетической деятельности; Одарённость в коммуникативной деятельности; Одарённость в духовно-ценностной деятельности
«Одаренные дети» это особые дети, недаром ещё Сергей Есенин писал: «Не каждый умеет петь, не каждому дано яблоком падать к чужим ногам…».
Задачи, стоящие перед коллективом: - Своевременное выявление одарённых детей; - Использование на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей; - Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в разных видах деятельности; - Организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности; - Развитие у одарённых детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.
Чем одарённые дети отличаются от других детей? Важной особенностью одаренных детей является их познавательная потребность прежде всего в познавательной информации, которая выступает в самых разных формах: любознательность, целенаправленная познавательная деятельность.
Одаренные дети охотно и легко учатся, отличаются остротой мышления, наблюдательностью, исключительной памятью, проявляют разностороннюю любознательность, часто уходят с головой в то или иное дело. Выделяются умением четко излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому приложению знаний, проявляют исключительные способности к решению разнообразных задач. Для них характерна острота восприятия окружающего мира, способность сосредоточиться сразу на нескольких видах деятельности, высокий порог восприятия, продолжительный период концентрации внимания.
В нашей школе уделяется должное внимание работе с одарёнными и детьми. Всевозможные формы и виды деятельности позволяют поддерживать и развивать их способности и таланты. Обучение одаренных детей в условиях общеобразовательной школы осуществляться на основе принципов дифференциации: на старшей ступени для ребят организованы элективные занятия, проектно-исследовательская деятельность, курсы по выбору
Ежегодно ученики нашей школы принимают участие в олимпиадах, очных и заочных конкурсах, конференциях. Всё это вносит неоценимый вклад в работу с одарёнными детьми. Большое значение для развития способностей детей имеет исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время. Для развития творческих способностей, воспитания здорового образа жизни в школе действуют кружки и секции. Работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями не только для обучающихся, но и для педагога.