Дифференцированное обучение в условиях стандартизации образования
Дифференциация – расчленение, разделение целого на различные формы и ступени
Дифференцированное обучение – это обучение с учетом индивидуальных различий учащихся
Стандартизация образования подразумевает стандартизацию результатов
Положительные аспекты дифференциации Положительные аспекты дифференциации возможность более эффективно работать с трудными учащимися; возможность более эффективно работать с трудными учащимися; повышается уровень Я – концепции; повышается уровень Я – концепции; повышается уровень мотивации в сильных группах; повышается уровень мотивации в сильных группах; в группе, где собраны одинаковые дети, легче учиться. в группе, где собраны одинаковые дети, легче учиться.
Отрицательные аспекты дифференциации Отрицательные аспекты дифференциации деление детей по уровню развития негуманно; деление детей по уровню развития негуманно; высвечивается социально-экономическое неравенство; высвечивается социально-экономическое неравенство; понижается уровень мотивации в слабых группах; понижается уровень мотивации в слабых группах; понижается уровень Я – концепции; понижается уровень Я – концепции; слабые лишаются возможности тянуться за сильными. слабые лишаются возможности тянуться за сильными.
дифференциация внешняя внутренняя
Этапы внутриклассной дифференциации: 1)определение критериев дифференциации; определение критериев дифференциацииопределение критериев дифференциации 2)проведение диагностики; проведение диагностики;проведение диагностики; 3)распределение учащихся по группам; 4)разработка дифференцированных заданий; разработка дифференцированных заданий;разработка дифференцированных заданий; 5)реализация дифференцированного подхода; реализация дифференцированного подхода;реализация дифференцированного подхода; 6)диагностический контроль.
Критерии диагностики обученностьобучаемость
Проведение диагностики обученность – проверочные работы обучаемость – психологические диагностики
Способы дифференциации содержание учебных заданий по уровню творчества по уровню трудности по объему способы организации работы детей по степени самостоятельности учащихся по степени и характеру помощи учащимся по характеру учебных действий
Реализация дифференцированного подхода индивидуальные карточки; индивидуальные карточки; запись заданий на доске в двух-трех вариантах; запись заданий на доске в двух-трех вариантах; устные указания. устные указания.
Этап актуализации знаний: проблемные и опережающие задания; проблемные и опережающие задания; эвристические беседы; эвристические беседы; лекционно-семинарская форма организации урока. лекционно-семинарская форма организации урока.
Этап усвоения новых знаний: самостоятельная работа с учебником; самостоятельная работа с учебником; работа в группах; работа в группах; опережающее домашнее задание; опережающее домашнее задание; составление опорного конспекта. составление опорного конспекта.
Этап отработки, закрепления знаний: дифференцированные карточки для самостоятельной работы; дифференцированные карточки для самостоятельной работы; работа в группах; работа в группах; дифференцированное домашнее задание; дифференцированное домашнее задание; работа в группах с консультантом; работа в группах с консультантом; диспут; диспут; семинар; семинар; работа по опорному конспекту. работа по опорному конспекту.
Этап контроля: тесты; тесты; творческие работы; творческие работы; зачет; зачет; взаимоконтроль; взаимоконтроль; самоконтроль; самоконтроль; разноуровневые карточки для самостоятельной работы; разноуровневые карточки для самостоятельной работы; урок – конференция; урок – конференция; разноуровневые самостоятельные и контрольные работы разноуровневые самостоятельные и контрольные работы
Только дифференцированное обучение создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением.