Учитель-логопед Ковылина С.А. Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Информация для родителей Моторика-это двигательная активность организма, отдельных его органов или их частей. Нарушение мелкой моторики – это несогласованность движений пальцев рук, неумение ребенка пользоваться этими движениями (держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить и т.д.). Неловкость пальцев говорит о том, что мелкая моторика еще недостаточно развита.
Чтобы исправить речевое нарушение, нужно вести системную, целенаправленную работу по развитию мелкой моторики. Такая работа ускоряет созревание областей головного мозга, которые отвечают за речь, и способствует коррекции дефектов речи.
Способствуют развитию мелкой моторики Ежедневная пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры (со стихами, скороговорками, звуками). Подгрупповые логопедические занятия
Работа с предметами и подручным материалом (конструктор, пластилин, прищепки, бусины, крупы и др.)Работа с предметами и подручным материалом (конструктор, пластилин, прищепки, бусины, крупы и др.)
Пальчиковый театр, штриховка, игры со льдом
Игры с мелкими игрушками, стимулирование кончиков пальцев, в процессе проговаривания звуков, слогов, слов.
Воспитатели, закрепляя лексический материал, не забывают о развитии руки. На занятиях дети работают с ножницами, пластилином, карандашами. Для того чтобы дети отдохнули, используют пальчиковые игры.
Для чего надо занимается с ребенком пальчиковой гимнастикой? 1.Пальчиковые игры и упражнения – увлекательное и полезное занятие. 2.Выполнение упражнений приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга. 3.Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. 4.Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой. 5.Пальчиковые игры также способствуют совершенствованию лексической, грамматической и связной речи (умение вести диалог, рассказывать, пересказывать). 6.Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений 7.У малыша развивается воображение и фантазия. 8.В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Рекомендации родителям по развитию мелкой моторики. 1. Развивать навыки самообслуживания. К старшему возрасту у ребёнка не должно быть затруднений в застёгивании и расстёгивании пуговиц, молний, кнопок, завязывании шнурков, бантов 2.Привлекать детей к домашним делам ( уборка комнаты, игрушек, помощь на кухне и т.д.). Эта деятельность имеет не только высокую нравственную ценность, но и являются хорошей тренировкой для пальцев рук. 3.Регулярно заниматься разнообразными видами ручной деятельности (рисование, аппликация, вырезывание, игры с мозаикой, мелкими предметами, игрушками и т.д.) 4.Развивать графо-моторные навыки (штриховка, обведение трафарета, шаблона) 5.Предлагать игры с крупами, пуговицами и бусинами. 6.Развивать силу кистей рук упражнениями с кистевым эспандером, мячом.
Спасибо за внимание!!! Уважаемые родители! Обратите внимание на слова В.А. Сухомлинского Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли Играйте с детьми. Развивайте мелкую моторку!