РАСПРОСТРАНЕННЫЕ И НЕРАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Тема урока :
Цели : 1) В чем отличие нераспространенных и распространенных предложений ? 2) Различать распространенные и нераспространенные предложения, распространять предложения. 3) Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания.
Вопросы : Что изучает синтаксис ? - Какие предложения по цели высказывания вы знаете ? - Какие предложения называют повествовательными ? - Какие предложение называются побудительными ? - Какие предложения называются вопросительными ?
1 текст : Наступила осень. Цветут цветы. Листья опадают. Птицы улетают. Бушуют ветры.
2 текст : Наступила золотая осень. Цветут поздние цветы. Багряные листья медленно падают на землю. Перелетные птицы улетают в теплые края. Бушуют сильные ветры. Темные тучи закрывают голубое небо.
Работа по тексту. - Какой текст вам понравился больше всего и почему ? - Какой текст несет в себе больше информации ? - Посмотрите, из каких членов предложений состоит 1 текст ? - из каких членов предложений построен второй текст ?
запишите предложения, разберите их и постройте схемы : 1) НАСТУПИЛА ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ. 2) БАГРЯНЫЕ ЛИСТЬЯ МЕДЛЕННО ПАДАЮТ НА ЗЕМЛЮ. 3) ТЕМНЫЕ ТУЧИ ЗАКРЫВАЮТ ГОЛУБОЕ НЕБО.
Вывод : Какие предложения называются нераспространенными ? Какие предложения называются распространенными ?
Работа по учебнику Страница 66. Перед вами правило, теперь, используя полученные знания, вы выполните упр Надо его списать. Подчеркнуть грамматические основы, дать характеристику предложений.
Домашнее задание Дома вы выполните упражнение 173. Предложения необходимо распространить и дать им характеристику.
ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ. 1) Наступила осень. 2) Падают листья. 3) Кружится лист. 4) Пошёл дождь.
ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ. 1) Наступила ласковая осень. 2) Падают с деревьев резные листья. 3) Кружится жёлтый лист. 4) На улице пошёл редкий дождь.
Итог урока : Что изучает синтаксис ? Какие предложения по цели высказывания вы знайте ? Какие предложения по эмоциональной окраске бывают ? Какие бывают предложения по наличию второстепенных членов предложения ?
Самостоятельная работа 1) укажите среди данных предложений повествовательные. А : Памяти бывших будьте достойны. В : Кто там стучится у ворот ? Б : Закружилась листва золотая.
2) найдите нераспространенные предложения : А : Прохлада освежает и бодрит. Б : Плыли тучки. В : Снова замерло всё до рассвета
3) В каких предложениях надо поставить тире между подлежащими и сказуемыми. А : Амур самая длинная река России Б : В небе вспыхнула молния