Антонимы – зачем они? Исследовательская работа ученика 1 – А класса МОУ Лицей 1 Колесника А.В. Руководитель: Плотникова Елена Серафимовна. г. Сургут.
Цель исследования: Узнать, какие слова получили название «антоним» и определить их роль в речи. 2
Задачи: 1. Выяснить все ли слова имеют антонимическую пару. 2. Изучить для чего используют антонимы. 3
Гипотеза: Я считаю, что не все слова имеют антонимическую пару. 4
Методы: 1. Работа с книгой. 2. Опрос учащихся лицея Наблюдения. 5
В книге я нашел, что антонимы – это слова называющие противоположные признаки. День Ночь 6
Я провел опрос в Лицее 1. Подходя к ученикам, называл слово, а мне подбирали антоним. большой маленький мало много 7
стакан ? верблюд ? Но к некоторым словам подобрать антоним не удалось… например: 8
Высокий низкий Пол ? Веселый грустный Дом ? Хорошо плохо Часы ? Чай ? Конец начало Ты ? Глубокий мелкий Он ? Левый правый Голова ? Первый последний Верхний нижний Острый тупой Белый черный Трамвай ? Чистый грязный Труд безделье Песня ? Правда ложь Шум тишина Лед ? Другнедруг Лежал побежал Встречает провожает Другие слова, которые спрашивал… 9
На основе этих примеров сделал вывод: 1. Чаще всего антоним имеют слова, называющие предметы, признаки, действия. 2. Из числа прилагательных, обозначающих цвета, антонимы имеет только пара слов черный – белый. Остальные не имеют. 3. Нет антонимов у существительных: «камень», «море», «железо», «берег», «сосна» и т.п. Они не содержат качественных характеристик. 4. Не имеют антонимов прилагательные, образованные от названия металлов («железный», «золотой»). Но когда эти прилагательные употребляются в переносном значении, у них появляется антоним. Железная кровать – (?) железная воля – слабая воля Золотой браслет – (?) золотой характер – дурной характер 10
Антонимы широко используются в пословицах… «Правой рукой строит, а левой разрушает». «Ученье свет – неученье тьма». «Кто хочет много знать, тому надо мало спать». «Корень учения горек, да плод сладок». например: 11
Загадках… например: Далеко мой стук слышится вокруг. Червякам я враг, а деревьям друг. (Дятел) В сенокос горька, а в мороз сладка. Что это за ягодка? (Рябина) 12
Например: «Война и мир» (Л.Н.Толстой) «Тонкий и толстый» (А.П.Чехов) «Живые и мертвые» (К.Симонов) С помощью антонимов писатели часто создают выразительные заголовки художественных произведений: 13
Выводы: 1. Антонимы используются в речи для большей выразительности. 2. Они способствуют созданию контраста. 3. Не все слова имеют противоположные значения. 14
Литература. 1. В.Т.Панов «Внеклассная работа по русскому языку». Москва «Просвещение». 1980г. 2. Мали Л.Д., Арямова О.С., Климова С.Л., Пескова Н.Н. «Речевое развитие младших школьников». Пенза. 1993г. 3. Репкин В.В. «Русский язык». Томск г. 4. Интернетные источники. 15
Спасибо за внимание! Конец исследования.