«Формирование ИКТ- компетентности первоклассников на этапе их адаптации к школе» Выполнила: Кривова О.В., учитель начальных классов ГБОУ СОШ 23 г.Сызрани
Актуальность темы обусловлена лавинообразным возрастанием потока информации в современном обществе и стремительным развитием информационно- коммуникационных технологий, без которых уже немыслимы любые виды деятельности. И для того, чтобы адаптироваться в жизни, стать востребованным и компетентным специалистом, ребенку необходимо научиться самостоятельному исследованию и добыванию необходимых знаний и умений, как можно раньше научиться использовать для этого возможности ИКТ.
Актуальность проекта обусловлена необходимостью научно обоснованного подхода к разрешению противоречий: между постоянным изменением в образовательном учреждении информационного образовательного пространства и уровнем компетентности участников образовательного процесса в сфере использования ИКТ; между возможностью доступа к Интернет- ресурсам и недостаточным вниманием к наполнению компонентов информационного образовательного пространства предметным содержанием, представленным в сети Интернет.
Цель проекта: формирование ИКТ- компетентности первоклассников на этапе их адаптации к школе. Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи: 1.Изучение научно-теоретической и методологической литературы по теме исследования. 2. Подбор методов исследования, позволяющих определить уровень и особенности адаптации первоклассников. 3. Осуществление педагогической работы, направленной на выявление особенностей адаптации учащихся первого класса по средствам использования ИКТ. 4. Выявление взаимосвязи мотивационной направленности личности и уровнем ее адаптации.
Предмет исследования: процесс адаптации первоклассников к школе. Объект исследования: учащиеся первого класса ГБОУ СОШ 23.
Информационная компетентность - это интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности.
1 ) когнитивный; 2) ценностно-мотивационный (гносеологический) 3) технико-технологический (технологический); 4) коммуникативный; 5) рефлексивный.
1) сбор и хранение информации; 2) поиск информации; 3) восприятие, понимание, отбор и анализ информации; 4) организация и представление информации; 5) создание информационного объекта на основе внутреннего представления человека; 6) планирование информации, коммуникация; 7) моделирование; 8) проектирование; 9) управление.
определение информации - способность использовать инструменты ИКТ для идентификации и соответствующего представления необходимой информации; доступ к информации – умение собирать и /или извлекать информацию; управление информацией умение применять существующую схему организации или классификации; интегрирование информации - умение интерпретировать и представлять информацию. Сюда входит обобщение, сравнение и противопоставление данных; оценивание информации - умение выносить суждение о качестве, важности, полезности или эффективности информации; создание информации - умение генерировать информацию, адаптируя, применяя, проектируя, изобретая или разрабатывая ее; сообщение информации способность должным образом передавать информацию в среде ИКТ. Сюда входит способность направлять электронную информацию определенной аудитории и передавать знания в соответствующем направлении.
словесные методы обучения (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником и книгой); наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций); практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы).
Работа с конкретными ИКТ на уроках может начаться уже в первой четверти первого класса и предполагает знакомство учащихся с цифровыми технологиями: фиксации (записи) информации; извлечения записанной информации; переноса и прямого ввода информации в компьютер; именования (предалфавитного) объектов; использования имен информационных объектов; фиксации событий и коммуникации; создания неалфавитных и алфавитных информационных объектов.
Содержание образовательной деятельности адаптационного периода ориентировано на знакомство детей друг с другом, с правилами общения в классном коллективе, формирование позитивной самооценки за счет осознания ценности имеющихся знаний и умений, развития интереса учащихся друг к другу, к самим себе и окружающему миру и, как следствие, развитие мотивации к активной индивидуальной и групповой познавательной деятельности. Адаптационный период рассматривается как отдельный интегрированный модуль. Его основу составляют короткие учебные проекты, проводимые в первые дни пребывания первоклассников в школе.
проекты «Мой бейджик» «Мое имя» «Моя семья»
Цель проекта: создание мультимедийного продукта, посвященного семье ребенка, осознание им принадлежности к своей семье, ценности семьи в жизни человека, воспитание гордости за свою семью. Продолжительность: 5 ч. Предметные области: окружающий мир, филология, искусство, технология.
уточнить значение слова «семья», какие близкие люди являются членами семьи; правильно называть членов своей семьи и близких родственников; составлять сообщение о своей семье; записывать аудиосообщение о своей семье; набирать на компьютере и красиво оформлять сообщение о своей семье; рисовать портреты членов своей семьи и сканировать семейные фотографии; составлять компьютерный альбом о своей семье.
Что узнает учитель при проведении этого проекта: с какими членами семьи происходит основное общение ребенка; что ценит ребенок в своих близких. ИКТ-компетентность: овладение начальными формами работы с информацией; понятие о способах передачи информации с помощью различного вида сообщений: рисунка, аудиозаписи, текста; фиксация информации о себе и своей семье цифровыми средствами.
Работа над проектом может проходить на разных предметных уроках. Урок 1. Окружающий мир. Обсуждение понятия «семья», обсуждение высказываний детей о семье, обращение (при необходимости) к словарям и другим информационным источникам. Обсуждение материалов, которые можно использовать в проекте. Урок 2. Изобразительное искусство. Подготовка рисунков. Учитель может предложить разные темы, связанные с семьей, и разные техники выполнения рисунков. Использовать инструменты компьютерной графики пока не целесообразно. Дети еще не владеют ею на таком хорошем уровне, чтобы рисовать любые сюжеты, а некрасивая работа про дорогих людей может принести только разочарование.
Урок 3. Технология. Сканирование фотографий и рисунков. Поскольку сканер в кабинете обычно бывает один, эта работа всегда выполняется поочередно. В это время другие учащиеся могут быть заняты оформлением титула проекта на компьютерах. Урок 4. Русский язык/Литературное чтение. Составление сообщения о своей семье. Сначала вместе с детьми составляется план, по которому они будут составлять свой рассказ. Затем выполняется аудиозапись сообщения или набор текста (в зависимости от того, чем дети в настоящее время владеют). «Сочинение» может происходить на уроке литературного чтение, а «создание текста» на уроке русского языка.
изучение литературы по формированию ИКТ- компетентности младших школьников; изучение и обобщение передового педагогического опыта; опросы (анкетирование) родителей; педагогический эксперимент; педагогическое наблюдение; сравнение, обобщение, классификация, систематизация, анализ.
Материально-технические ресурсы Учебно-методические ресурсы Использование современных образовательных технологий в учебном процессе
Формирование ИКТ- компетентности позволит: адаптировать первоклассников к новым для них условиям; усилить мотивацию и дифференциацию обучения; привить навыки самостоятельной деятельности, т.е. формировать умение самостоятельно конструировать свои знания и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; повысить познавательный интерес к учебе; создать условия для самореализации личности в урочной и во внеурочной деятельности.