Разберёмся во всём, что видели, Что случилось, что стало в стране, И простим, где нас горько обидели По чужой и по нашей вине. С.А.Есенин.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тестирование по ПОЭМЕ «Анна Снегина». 1.Назовите время создания произведения. 2.Назовите жанр произведения. 3.Назовите центральный образ поэмы. 4.Что.
Advertisements

Тема урока: «Анализ поэмы Сергея Есенина «Анна Снегина». Цель: -показать, что поэма «Анна Снегина» - одно из выдающихся произведений русской литературы;
Поэма «Анна Снегина». Лирическое и эпическ ое в поэме Есенина.
Поэма Сергея Александровича Есенина «Анна Снегина» Цель: увидеть, что «Анна Снегина» - одно из выдающихся произведений русской литературы.
ЕСЕНИН Сергей Александрович ( ), поэт. Родился 21 сентября (3 октября н.с.) в селе Константинове Рязанской губернии в крестьянской семье. С.
Жизнь и творчество С.А. Есенина. Быть поэтом- это значит то же, Если правды жизни не нарушить, Рубцевать себя по нежной коже, Кровью чувств ласкать чужие.
Художник Б. Алимов «Тебе, о родина, сложил я песню ту…» Сергей Есенин.
Поэзия Есенина... Чудесный, прекрасный, неповторимый мир' Мир, который близок и понятен всем. Есенин - истинный поэт России; поэт, который к вершинам.
Образ России в лирике С.Есенина Образ России в лирике С.Есенина Авторы: Шутова Дарья, Иванова Анна, ученицы 11 «Б» класса. МОУ – гимназия г.Переславля-Залесского.
Образы Родины и природы в лирике С. А. Есенина Образы Родины и природы в лирике С. А. Есенина Авторы: Светлова Дарина, Михайлова Анна, ученицы 9 «Б» класса.
Глубина поэтического мира Есенина
Презентация к уроку по литературе (11 класс) по теме: С.А. Есенин. Анна Снегина
Великий поэт, хулиган и интеллигент своего времени – Сергей Есенин родился в семье крестьян 21 сентября ( по новому стилю 3 октября ) в селе Константиновка.
Эта улица мне знакома, Эта улица мне знакома, И знаком этот низенький дом. Проводов голубая солома Опрокинулась под окном. Были годы тяжелых бедствий,
Есенин Сергей Александрович Сергей Есенин – замечательный русский поэт-лирик. Родился он в 1895 году в селе Константиново Рязанской губернии. Сергей Есенин.
Детство А.С.Пушкина. Дом А.С.Пушкин родился в так называемой Немецкой слободе…
Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве. С раннего возраста Пушкин воспитывался в литературной среде. Отец его был, ценителем литературы, имел большую.
Пушкин родился 26 мая 1799 г. в Москве в доме Скворцова на Немецкой улице в семье отставного майора, чиновника Московского комиссариата Сергея Львовича.
Арина Родионовна – няня поэта « Это была старушка чрезвычайно почтенная. Лицом полная, вся седая, страстно любящая своего питомца »
« А душу можно ль рассказать…»? (С. Есенин) Речевая характеристика персонажей драмы А. Н. Островского «Гроза»
Транксрипт:

Разберёмся во всём, что видели, Что случилось, что стало в стране, И простим, где нас горько обидели По чужой и по нашей вине. С.А.Есенин

Поэма «Анна Снегина», написанная в 1925 г., по признанию поэта, «лучше всего, что я написал». Жанр поэмы определяют как лиро-эпический: внутренний, лирический сюжет произведения неразрывно связан с рассказом о том, что «случилось, что стало в стране».

Замысел поэмы «Анна Снегина» возник, вероятнее всего, после поездок в родное село Константиново, в конце мая начале июня и в августе 1924 г. Вернувшись в Москву в начале июня, Есенин некоторое время ходил притихший и как будто потерявший что-то в родимых краях: «Все новое и непохожее. Все очень странно»

14 декабря 1924 г. поэт сообщил П. И. Чагину: «Теперь сижу в Батуме. Работаю и скоро пришлю Вам поэму, по- моему, лучше всего, что я написал». Есенин начал работать над поэмой в конце 1924 г. на Кавказе.

В марте, уже вернувшись в Москву, Есенин читал «Анну Снегину» матери, которая приезжала навестить своих детей. «Она, как всегда, вспоминала А. А. Есенина, слушала чтение Сергея с затаенным дыханием, не перебивая его, ни о чем не расспрашивая. Неграмотная, она отлично понимала стихи сына и многие из них запоминала во время его чтения».

Известен снимок, где поэт сфотографирован с матерью за самоваром во время чтения поэмы.

Действие «Анны Снегиной» происходит с весны до поздней осени 1917 г. и в 1924 г. Связь поэмы с реальной действительностью прослеживается по ряду деталей, получивших отражение в тексте и отмеченных родными и близкими поэта. С. А. Толстая-Есенина считала, что «Анна Снегина» в значительной мере автобиографична: «В ней отразились некоторые моменты из личной биографии поэта и революционные события в Петрограде и в деревне, очевидцем и участником которых был сам Есенин.

Время в поэме «Анна Снегина» 1 глава – рассказ возницы о событиях лета 1914 г.; основное действие – весна 1917 г. 2 глава – весна 1917 г. 3 глава – лето 1917 г. 4 глава – осень (ноябрь) 1917 г. 5 глава – 1917 г.+ 6 лет = 1923 г. : в 1920 г. убит деникинцами Прон, в апреле 1923 г. пришло письмо от Анны, в мае приехал Сергей.

Одним из ее прототипов является Лидия Ивановна Кашина ( ) дочь богатого помещика. Л. И. Кашина была красивой и образованной женщиной. В 1904 г. с отличием закончила Александровский институт благородных девиц, владела несколькими языками. Героиня и прототип расходятся в главном в отношении к революции. В поэме Анна Снегина не принимает революцию, покидает Россию, становится эмигранткой.

Лидия Кашина – прототип Анны Снегиной

Л. И. Кашина в 1917 г. передала свой дом крестьянам, а сама стала жить в Белом Яру, где бывал Есенин. В 1918 г., Л. И. Кашина переехала в Москву, работала переводчицей, машинисткой и стенографисткой. Умерла в 1937 г.,похоронена на Ваганьковском кладбище.

напоминала девушку в белой накидке именем, возрастом, чертами внешнего облика и тем, что полюбила другого и сказала ласково нет. Ей посвящено одно из лучших стихотворений 1916 года – «За горами, за жёлтыми долами». Анна Сардановская внучатая племянница отца Ивана, священника села Константиново,в которую в «пятнадцать лет влюбился до печенок»,- Анна Сардановская ( ), внучатая племянница отца Ивана, священника села Константиново, в которую в «пятнадцать лет влюбился до печенок»,-

Писательница Ольга Снегина напоминает Анну Снегину позднего периода. Псевдоним Снегина – перевод фамилии ее мужа англичанина Сно (в переводе-снег).

Образ главной героини поэмы Анны Снегиной собирательный Три возраста героини – это три разных облика.

В исследовательской литературе о Есенине называют три возможных источника происхождения фамилии Снегина. Один из них псевдоним писательницы Ольги Павловны Сно ( ), которая подписывала свои произведения «О. П. Снегина», «Ольга Снегина», «О. Снегина», «Снежинка», «О. С.» и др.; псевдоним «Снегина» перевод фамилии мужа, литератора, англичанина по происхождению Е. Э. Сно (Сноу Snow в пер. с англ. снег; с национальностью мужа связано также упоминание «лондонской печати» на письме Анны Снегиной).

Знакомство Есенина и О. П. Снегиной состоялось весной 1915 г. в ее литературном салоне, куда поэта привел его друг М. П. Мурашёв, автор нескольких очерков для журналов «Женщина» и «XX век», где Снегина состояла в редколлегии. К тому времени писательница была известна в литературных кругах.

Другой источник фамилии «Снегина» семантический: снег бел и чист. В народной поэзии с образом белого снега часто связаны мотивы грустной и печальной любви. Поэт на протяжении всего произведения настойчиво употребляет эпитет белый. Сочетание Анна Снегина, помимо заглавия, в тексте поэмы больше не встречается. В лирическом плане эпитет белый как бы заменяет собой фамилию и появляется там, где автор говорит об Анне, не упоминая ее имени.

Третий и, скорее всего, самый важный, источник фамилии Снегина литературный, совпавший с первыми двумя, а возможно, и определивший их выбор роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». «Близость звукового облика» названий романа Пушкина и поэмы Есенина отмечают многие лингвисты.Фамилию героини Есенина, «каламбурно перекликающуюся с фамилией пушкинского героя О-негин и С-негина.

АссонансАллитерация Евгений ОнегинЕ-Е-И-О-Е-ИГ-Н-Н-Г-Н Анна СнегинаА-А-Е-И-АН-Н-Н-Г-Н

«Евгений Онегин»«Анна Снегина» Внутренний монолог о дяде произносит герой, который едет в деревню Громкий рассказ возницы о жизни крестьян герою, который едет в деревню «Так думал молодой повеса…»«Такие печальные вести…» Рассказ о юности героя как о том, что прошло, но разрушило душу Рассказ монолог героя о прошлом, о войне, которая «всю душу изъела…»

Есенин и его герои как бы вторгаются туда, где жили герои Пушкина, в деревню, в обстановку дворянской усадьбы: герой-рассказчик Сергей въезжает в поэму на дрожках, Евгений Онегин «летит в пыли на почтовых». Письмо Анны Снегиной вызывает в памяти знаменитое письмо пушкинской Татьяны к Онегину

А.С.Пушкин с няней Ариной Родионовной. С.А.Есенин с матерью Татьяной Фёдоровной г.

Михайловское. Долина реки Сороть. Просёлочная дорога к селу Константиново.

Дом А.С.Пушкина в Михайловском. Избушка-времянка в усадьбе Есениных.

Образ героя-рассказчика, которому Есенин дал свое имя Сергей (в речи Анны), Сергуня, Сергунь, Сергуша, Сергуха (в речи мельника), играет важную роль не только в содержании, но и в композиции поэмы и имеет некоторые автобиографические черты: дезертирство из армии Временного правительства, о котором поэт упоминал в автобиографии 1923 г. и других документах,приезд весной 1917 г. в Константиново, болезнь героя («И в этом проклятом припадке // Четыре я дня пролежал» Но полного совпадения между героем «Анны Снегиной» и самим Есениным нет.

Поэма "Анна Снегина" лиро-эпическая. Ее главная тема – личная, но через судьбу поэта и главной героини раскрываются эпические события. Само название говорит о том, что Анна – центральный образ поэмы. Имя героини звучит по-особому поэтично и многозначно. В этом имени – полнозвучность, красота аллитерации, богатство ассоциаций. Снегина – символ чистоты белого снега, перекликается с весенним цветом белой, как снег, черемухи, это имя – символ утраченной юности. Немало встречается и знакомых по есенинской поэзии образов: "девушка в белом", "тонкая березка", "снежная" черемуха...

Лирический сюжет – история несостоявшейся любви героев. Несостоявшийся роман героев поэмы происходит на фоне кровавой и бескомпромиссной классовой войны. Революция привела героев к расставанию, героиня оказалась в эмиграции – в Англии, откуда пишет письмо герою поэмы. Но время, революция не отняли у героев памяти о любви. То, что Анна Снегина оказалась вдали от Советской России, – печальная закономерность, трагедия многих русских людей того времени. И заслуга Есенина в том, что он первым показал это.

Поэт – герой поэмы – постоянно подчеркивает, что его душа уже во многом закрыта для лучших чувств и прекрасных порывов: Ничто не пробилось мне в душу, Ничто не смутило меня. Струилися запахи сладко, И в мыслях был пьяный туман... Теперь бы с красивой солдаткой Завесть хорошо роман.

И даже в конце поэмы после чтения письма от этой навсегда утраченной для него женщины он как будто бы остается по-прежнему холодным и почти циничным: "Письмо как письмо. Беспричинно. Я в жисть бы таких не писал". И лишь в финале звучит светлый аккорд – воспоминание о самом прекрасном и навсегда- навсегда утраченном. Разлука с Анной в лирическом контексте поэмы – это разлука поэта с юностью, разлука с самым чистым и святым, что бывает у человека на заре жизни

Далекие, милые были!.. Тот образ во мне не угас. Мы все в эти годы любили, Но, значит, Любили и нас.

Эпический план. Отношение героя к мировой и братоубийственной гражданской войне; образы крестьян (Прона Оглоблина, Лабути Оглоблина, мельника) Основная часть поэмы (четыре главы из пяти) воспроизводит события 1917 года на Рязанской земле. В пятой главе содержится эскизный набросок деревенской послереволюционной Руси – действие в поэме кончается 1923 годом. Поэма Есенина лирическая, она и о времени, и о том, что остается неизменным во все времена.

Одна из главных тем поэмы – тема империалистической и братоубийственной гражданской войны. В деревне времен революции и гражданской войны неспокойно: У нас здесь теперь неспокойно. Испариной все зацвело. Сплошные мужицкие войны – Дерутся селом на село.

Символичны эти мужицкие войны; они являются прообразом большой братоубийственной войны, народной трагедии, от которой, по словам мельничихи, едва не "пропала Расея". Осуждение войны – империалистической и гражданской – одна из главных тем поэмы. Война осуждается различными персонажами поэмы и самим автором, который не боится назвать себя "первым в стране дезертиром".

Я думаю: Как прекрасна Земля И на ней человек. И сколько с войной несчастных Уродов теперь и калек! И сколько зарыто в ямах! И сколько зароют еще! И чувствую в скулах упрямых Жестокую судоргу щек... Отказ от участия в кровавой бойне – не поза, а глубинное, выстраданное убеждение.

Есенин предвидит трагедию крестьянства 1929–1933 годов, наблюдая и переживая истоки этой трагедии. Есенина тревожит, что русский крестьянин перестает быть хозяином и работником на своей земле, что он ищет легкой жизни, стремится к наживе любой ценой.

Революционная свобода отравила деревенских мужиков вседозволенностью, разбудила в них нравственные пороки. В поэме, например, не романтизируется революционность Прона Оглоблина: Прон для Есенина – новое проявление национального характера. Он русский традиционный мятежник новой формации. Такие, как он, то уходят в глубину народной жизни, то вновь вырываются на поверхность в годы "безумных действия".

Прон является воплощением пугачевского начала. Вспомним, что Пугачев, объявивший себя царем, стоял над народом, был деспотом и убийцей. Над народом стоит и Прон Оглоблин: Оглоблин стоит у ворот И спьяну в печенки и в душу Костит обнищалый народ. "Эй, вы! Тараканье отродье! Все к Снегиной!.. Р-раз и квас!

Прон Оглоблин, по словам старухи- мельничихи, "драчун, грубиян", который "с утра по неделям пьян...". Для старухи-мельничихи Прон – разрушитель, убийца. Да и у самого поэта Прон вызывает сочувствие лишь там, где говорится о его гибели. В целом автор далек от Прона, между ними присутствует какая-то неопределенность.

Другой персонаж, тоже верно подмеченный Есениным, – крестьянский тип переходной эпохи Лабутя Оглоблин – не нуждается в особых комментариях. Рядом с Проном Лабутя "...с важной осанкой, как некий седой ветеран", оказался "в Совете" и живет "не мозоля рук". Он необходимый спутник Прона Оглоблина. Но если судьба Прона, при всех его отрицательных сторонах, приобретает в финале трагическое звучание, то жизнь Лабути – жалкий, отвратительный фарс

У Прона был брат Лабутя, Мужик – что твой пятый туз: При всякой опасной минуте Хвальбишка и дьявольский трус. Таких вы, конечно, видали. Их рок болтовней наградил... Такие всегда на примете, Живут, не мозоля рук...

Еще один крестьянский тип в поэме – мельник – это воплощенная доброта, близость к природе, человечность. Все это делает мельника одним из главных героев поэмы. Его образ лиричен и дорог автору как одно из самых светлых и народных начал. Не случайно в поэме мельник постоянно соединяет людей. Знаменательно и его присловье: "За милую душу!" Он-то, пожалуй, более всего воплощает эту цельную, добросердечную русскую душу, олицетворяет русский национальный характер в его идеальном варианте.

Язык поэмы Отличительной чертой поэмы является ее народность. Есенин отказался от изысканной метафоры и обратился к богатой разговорной народной речи. В поэме речь персонажей индивидуализирована: и мельника, и Анны, и старухи-мельничихи, и Прона, и Лабути, и самого героя. Поэма отличается многоголосием, и это соответствует духу воспроизводимой эпохи, борьбе полярных сил.

Эпическая тема поэмы выдержана в реалистических некрасовских традициях. Тут и сосредоточенность на народных бедствиях, и сюжет о народном вожаке, и образы крестьян с индивидуальными характерами и судьбами, и повествование о деревнях Радово и Криуши, и сказовый стиль, и лексико-стилистические особенности речи крестьян, и свободный переход из одной языковой культуры в другую.