Исследовательская работа Исследовательская работа Учащихся 10А класса МОУ СОШ 11 п.Новотерский Учитель истории Кирьянова Е.Ю. «Какова роль Петра I в истории России?»
Гипотеза Считают, что Петр I открыл России «окно в Европу». Считают, что Петр I открыл России «окно в Европу». Была та смутная пора, Когда Россия молодая, В бореньях силы напрягая, Мужала с гением Петра. «Полтава» А.С.Пушкин «Полтава» А.С.Пушкин
Цели исследования. Помочь учащимся в осмыслении значения петровских преобразований для истории России, об их влиянии на дальнейшую судьбу страны. Помочь учащимся в осмыслении значения петровских преобразований для истории России, об их влиянии на дальнейшую судьбу страны. Направить учащихся на самостоятельное определение роли Петра Великого в истории России. Направить учащихся на самостоятельное определение роли Петра Великого в истории России.
Задачи исследования.Задачи исследования. Выяснить причины победы в Полтавской битве. Выяснить причины победы в Полтавской битве. Понять роль Северной войны в проведении реформ. Понять роль Северной войны в проведении реформ. Проанализировать оценки деятельности Петра I историкамии литераторами, сделать выводы. Проанализировать оценки деятельности Петра I историкамии литераторами, сделать выводы.
Ход исследования. 1.Сравним русскую армию в начале войны и перед Полтавской битвой. 1.Сравним русскую армию в начале войны и перед Полтавской битвой. 2.Проследим связь военной реформы с другими реформами. 2.Проследим связь военной реформы с другими реформами. 3.Сопоставим различные точки зрения о деятельности Петра I. 3.Сопоставим различные точки зрения о деятельности Петра I. 4.Потвердим или опровергнем гипотезу исследования. 4.Потвердим или опровергнем гипотезу исследования.
Полтавская битва. Русская армия в XVII в. Русская армия в XVII в.Царь. Боярская дума. Боярская дума. Военные приказы. Военные приказы. Дворянское ополчение. Дворянское ополчение. Служилые иногородцы. Служилые иногородцы. Казаки. Казаки. Полки «нового строя» Полки «нового строя» Стрельцы. Стрельцы. Русская армия в XVIII в. Русская армия в XVIII в.Царь. Рекрутская повинность. Рекрутская повинность. Регулярная армия. Регулярная армия. Обучение. Обучение. «Устав воинский». «Устав воинский». Гренадерские полки. Гренадерские полки. Артиллерия (пушки, гаубицы, мортиры). Артиллерия (пушки, гаубицы, мортиры). Конная артиллерия. Конная артиллерия. Кавалерия (ружья без штыка,пистолеты). Кавалерия (ружья без штыка,пистолеты).
Анализ данных г.- 40 тыс.солдат 1700 г.- 40 тыс.солдат 1708 г тыс.солдат 1708 г тыс.солдат 1725 г. – 200 тыс. солдат 1725 г. – 200 тыс. солдат Вывод – создавалась постоянная, регулярная армия на основе рекрутской системы. Вывод – создавалась постоянная, регулярная армия на основе рекрутской системы г – 50 специальных школ для подготовки младших офицеров г – 50 специальных школ для подготовки младших офицеров. Новое вооружение: Новое вооружение: Семилинейное кремневое оружие с прикладом и штыком; Семилинейное кремневое оружие с прикладом и штыком; Ручные гранаты; Ручные гранаты; Ружья без штыка, пистолеты, палаши. Ружья без штыка, пистолеты, палаши. Пушки,гаубицы,мортиры. Пушки,гаубицы,мортиры. Вывод – была повышена боеспособность пехоты и конницы. Вывод – была повышена боеспособность пехоты и конницы.
Вывод. Петр I победил в Полтавской битве потому что изменил набор в армию, сделал ее регулярной, улучшил вооружение русской армии. Подтверждение этому мы находим в поэме А.С.Пушкина «Полтава » Петр I победил в Полтавской битве потому что изменил набор в армию, сделал ее регулярной, улучшил вооружение русской армии. Подтверждение этому мы находим в поэме А.С.Пушкина «Полтава » Горит восток зарею новой. Уж на равнине. По холмам Грохочут пушки. Полки ряды свои сомкнули. В кустах рассыпвлись стрелки. Катятся ядра, свищут пули; Нависли хладные штыки. Волнуясь, конница летит; Пехота движется за нею И тяжской твердостью своею Ее стремление крепит.
Анализ данных. Для нужд армии создавались мануфактуры Для нужд армии создавались мануфактуры 1704г. – 50 мануфактуры 1725 г. – 200 мануфактур Строительство флота Строительство флота 1703 г. – 43 корабля 1725 г. – 900 кораблей Рост металлургического производства Рост металлургического производства 1700 г т. чугуна 1725 г. – т. чугуна – третье место в мире. Росли обороты внешней торговли Росли обороты внешней торговли Увеличился товарооборот внутри России. Увеличился товарооборот внутри России.
Выводы. Первые реформы были направлены на улчшение армии и победу в войне. Первые реформы были направлены на улчшение армии и победу в войне. В ходе Северной войны шли важнейшие преобразования. В ходе Северной войны шли важнейшие преобразования. Россия в короткий срок становится одной из могучих держав. Россия в короткий срок становится одной из могучих держав.
Существуют различные мнения о роли Петра I в истории России. «Мы стали гражданами мира, ноперестали быть в некоторых «Мы стали гражданами мира, ноперестали быть в некоторых случаях гражданами России – виною Пётр». случаях гражданами России – виною Пётр». Н.М. Карамзин Н.М. Карамзин «Пётр – великий государственный деятель, создатель могущественной империи, человек, благодаря которому Россия пошла по пути мировой цивилизации» В. Татищев «Пётр – великий государственный деятель, создатель могущественной империи, человек, благодаря которому Россия пошла по пути мировой цивилизации» В. Татищев Сей шкипер был, Сей шкипер был, Тот шкипер славный, Тот шкипер славный, Кем наша двинулась Кем наша двинулась земля, земля, Кто придал мощно Кто придал мощно Бег державный рулю Бег державный рулю Родного корабля. Родного корабля. А. Пушкин А. Пушкин Какая дума на челе! Какая дума на челе! А в сем коне какой огонь! Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? Какая сила в нем сокрыта! О, мощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной, На высоте уздой железной Россию поднял на дыбы? А.Пушкин А.Пушкин «Петр – разрушитель русских национальных устоев, а его реформы были «блестящей ошибкой» М. Щербатов. «Петр – разрушитель русских национальных устоев, а его реформы были «блестящей ошибкой» М. Щербатов. То академик, то герой, То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник, То мореплаватель, то плотник, Он всеобъемлющий душой, Он всеобъемлющий душой, На троне вечный был работник. На троне вечный был работник. А.Пушкин А.Пушкин
Результаты исследования. Все наши исследования, свидетельствует о размахе изменений в России. Поэтому Петр I вошел в историю как Великий. Именно таким образом он пытался ввести Россию в круг развитых держав Европы. Все наши исследования, свидетельствует о размахе изменений в России. Поэтому Петр I вошел в историю как Великий. Именно таким образом он пытался ввести Россию в круг развитых держав Европы. Петр I, вне всякого сомнения, был человеком неординарным, ярким, талантливым, но действовал порой жестокими методами для достижения своей цели. Отсюда неслучайны разноречивые суждения о нем Петр I, вне всякого сомнения, был человеком неординарным, ярким, талантливым, но действовал порой жестокими методами для достижения своей цели. Отсюда неслучайны разноречивые суждения о нем С ПетраI Россия бурно двигалась в Европу. С ПетраI Россия бурно двигалась в Европу. «…Из шатра, «…Из шатра, Толпой любимцев окруженный, Выходит Петр. Его глаза Сияют. Лик его ужасен. Движения быстры. Он прекрасен, Он весь как божия гроза.» (А.С. Пушкин. Полтава )
Литература и Интернет ресурсы. А.А.Данилов «История России XVI-XVIII века. А.А.Данилов «История России XVI-XVIII века. А.С.Пушкин Поэмы. А.С.Пушкин Поэмы. Мультимедийный умк «История Отечества» Мультимедийный умк «История Отечества» petersburg/peter_the_great.jpg памятник Петру в Петербурге, портрет Петра I, Пушкина. petersburg/peter_the_great.jpg памятник Петру в Петербурге, портрет Петра I, Пушкина. petersburg/peter_the_great.jpg petersburg/peter_the_great.jpg