Учитель технологии МОУ Гимназии 2 г. Иркутска Каратаева Елена Сергеевна
Любая вышивка красива, но особенно близка сердцу и любима та, которая выполнена своими руками. Вышивка будет актуальна всегда. Женщины будут украшать свою одежду одним из самых благородных видов рукоделия, видоизменяя его, совершенствуя и усложняя.
Цель урока Формируя уважение к традициям, культурному и историческому прошлому России, научить составлять орнамент, используя русскую символику, развивая творческое отношение работе и стремление к самовоспитанию.
Проблема Какова роль русской символики в составлении композиций, украшающих полотенца?
«История культа великой богини жизни, - писал академик Б.А. Рыбаков, - оказалась написанной не римскими или греческими учеными, а архангельскими и вологодскими вышивальщицами красными нитями на полотне».
Историческая справка В раскрытии значения русской вышивки достигнуто немало успехов. Однако далеко не все остается выясненным, присутствует и многозначность толкования узоров. Расшифровка их древнего смысла составляет задачу не одного поколения ученых. Значительный интерес вызывают вышивки крестьянской и городской среды, которые долгое время являлись, чуть ли не единственным украшением одежды и предметов домашнего быта из белого домотканого холста.
Сами узоры и их расположение имели особый смысл и магическую силу, охраняя жилище и наиболее значимые части тела. Особенно это прослеживалось в вышивке женских рубах: она подчеркивала основное назначение женщины – продолжательницы рода, хранительницы домашнего очага. Основная вышивка располагалась по вороту, украшала грудь, оплечья, запястья, подол рубахи.
Роль полотенец Особенно многозначной была роль полотенец, имевших важное значение во время народных праздников и традиционных обрядов. Языческие верования славян связывали с полотенцами все важнейшие события жизни человека: их развешивали на ветвях священных деревьев; украшали красный угол избы и иконы; десятки вышитых полотенец принимали участие в свадебном, родильном, крестильном и похоронном обрядах; проводов парней в армию.
Праздничные, особенно свадебные полотенца шили из лучшего отбеленного холста, шириной 36–38см., длина полотенца была от 2 до 4 метров. Полотенце служило подарком, знаком благодарности. Готовя себе приданое, девушки на Севере собирали не менее 100 полотенец для разных целей. На нарядных полотенцах подносили хлеб- соль почетным гостям. Этот красивый обычай сохранился до наших дней. Узоры располагались на концах во всю ширину холста в виде полосы или сочетания полос разной ширины.
Сюжетные композиции занимают значительное место, большое количество вышивок с мотивами изобразительного характера с трех частными сценами, геометрический орнамент и геометризованные формы растений и животных, ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, барс с поднятой лапой. Изображался цветущий куст и дерево. Термин «дерево» условен. Под этим термином понимается фигура с ярко выраженным стволом, от которого вправо или влево отходят ветви с листьями или цветами. Деревья считаются стержнем, соединявшим мир живых с миром неродившихся людей и с миром умерших предков. Мировое дерево являлось одновременно и деревом жизни, дающим бессмертие, молодость и красоту.
Женской фигурой изображалась главная богиня – Мать Земля – символ плодородия и всего живого, На Земле росло и Древо жизни, означающее вечно живую природу. Большое смысловое значение этого мотива отводит ему центральное место в композиции. Птицы в руках женской фигуру, скорее руки-птицы, и всадники на конях по ее бокам означают подвластные ей стихии. Большое количество солярных знаков в русской вышивке отражает представления древних славян, связанное с образами Мира, Вселенной, Природы. Образ солнца – источник света, энергии, всего живого на земле, особенно часто встречается в орнаменте вышивки.
Изображение главной богини – Матери Земли – часто отмечено знаком солнца и вместо головы у нее лучистый ромб со звездочками. Ромб с крестом в центре, круги, кресты окружают основной образ. Изображение женской фигуры состоит на орнаментальной полосе из различных ромбиков, ей сопутствуют птицы, кони, головы и хвосты которых так же унизывают символы солнца. На изделиях вышивались солярные знаки и обереги, которые использовались в повседневной жизни и различных жизненных ситуациях.
Сюжеты вышивки Цикл жизни человека рождение женитьба смерть Сезонные явления весенние работы Ивана Купала праздник урожая 4 стихии воздух земля вода огонь
Браные узоры – часть духовного наследия народов России, имеют глубокое смысловое значение, представляют собой художественную ценность, обладают яркой самобытной декоративностью, стилевым единством и чарующей красотой. Если в древности браные узоры имели обрядно- магическое значение, то наше время превратились в символы, имеющие благожелательный и добрый смысл.
Сказочная птица, горделивый конёк, женская фигурка, диковинное дерево, лучистые круги… Кто и когда придумал эти образы, передаваемые из века в век? Что они значили? Ещё наши предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься, и делал он это при помощи своего искусства.
Дерево жизни. Вышивка на полотенце. Псковская губерния, 19 век.
Богиня с предстоящими птицами. Фрагмент вышивки на полотенце. Архангельская губерния, 19 век.
Фрагмент скатерти. Строчка. Браное ткач. Середина XIXв.Великоустюгский район. Конец полотенца. Браное ткач. Конец XIX в. Тарногский район.
Заключение Такие символы можно было увидеть на одежде и полотенцах наших предков. Задачи сохранения, возрождения, разработки и внедрения в современную вышивку бранных узоров являются актуальными. Даже с потерей обрядового назначения русский народный орнамент, не утрачивает своей эстетической ценности. Орнамент отмеченный ярким национальным характером способствует привитию художественного вкуса и играет в наши дни воспитательную роль. Образцы русской народной вышивки как бы сконцентрировали в себе смысл трудовой народной жизни. Творцы узорочья были неразрывно связаны с природой родного края, со своей землей- кормилицей. Они несли идею высокую и благородную растить урожай, чтобы не пресекся род человеческий, чтобы жил он на земле так долго, сколько будет светить Солнце. Мы с вами попытались использовать полученные знания при выполнении сюжетной композиции. Вы поняли значимость символов и их значение и постарались использовать в своих работах.
Работы учащихся