Дизартрия Семинар для студентов медицинского колледжа 3 г. Москвы Учитель-логопед ГБОУ СОШ 1688 ВАО г.Москвы Дубровина Оксана Витальевна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата Речевые нарушения Дизартрии Артикуляторные.
Advertisements

Подкорковая, или экстрапирамидная, дизартрия развивается в результате различных поражений подкорковых ядер головного мозга, а также нервных волокон, осуществляющих.
Кружок «Говорунчик» Речевые нарушения у детей дошкольного возраста и их коррекция Подготовила учитель-логопед Ленцова М.В.
Поэтапная работа по исправлению речевых нарушений. Выполнила: учитель – логопед Гонтарь Е.А. МС(К)ОУ «С(К)Ш-И 52» г. Магнитогорска.
Структура нарушений познавательной деятельности при ДЦП Лихопуд Ирина Владимировна, учитель-дефектолог ГБОУ Центр диагностики и консультирования Краснодарского.
Дети с тяжелыми нарушениями речи. Речь ребенка формируется под непосредственным влиянием речи окружающих его взрослых и зависит от речевой практики, культуры.
Ржевская Светлана Ивановна Взаимосвязь логопеда специальной (коррекционной) школы VIII вида и семьи.
Морма Марина Витальевна учитель – логопед высшей квалификационной категории г. Обнинск 2010.
Тема презентации: ДИЗАРТРИЯ. СОДЕРЖАНИЕ 1.Определение дизартрия 2.Формы дизартрии 3.Причины возникновения дизартрии 4.Особенность дизартрии 5.Лечение.
Наибольшую сложность при проведении дифференциальной диагностики, по общему мнению многих исследователей, представляет разграничение стертой псевдобульбарной.
Учитель – логопед: Метельская Елена Михайловна МБДОУ 41 «Рябинушка»
Т тььььььььььььььь Двигательный дыхательный (центр Брока) голосовой Чувствительный артикуляционный (зона Вернике) Анатомо- физиологическая составляющая.
Журнал для заботливых родителей и талантливых детей Уроки логопеда Подготовила учитель-логопед МБОУ СОШ 26 Домрачева Надежда Валентиновна.
Дети с тяжелыми нарушениями речи. Речь ребенка формируется под непосредственным влиянием речи окружающих его взрослых и зависит от речевой практики, культуры.
Своевременное устранение речевых недостатков имеет крайне важное значение для общего развития ребёнка, т.к. речевой дефект, каким бы он ни был по степени.
1 Обследование детей 2 Речевые заключения Медицинский аспектПедагогический аспект Алалия Дизартрия ОНР ФФН речи 3.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного типа 26 «Хрусталик» ДИЗАРТРИЯ Морма Марина Витальевна учитель – логопед.
Коррекция нарушений звукопроизношения при дизартрии.
«Трудности при овладении чтением учащимися и пути их преодоления» Семинар-практикум для родителей.
Выполнила: Рашкинене Наталья Владимировна. Цель: изучить нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами.
Транксрипт:

Дизартрия Семинар для студентов медицинского колледжа 3 г. Москвы Учитель-логопед ГБОУ СОШ 1688 ВАО г.Москвы Дубровина Оксана Витальевна

Что такое дизартрия? Дизартрия – нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Термин "дизартрия" образован от греческих слов arthson - сочленение и dys - частица, означающая расстройство. Это неврологический термин, т.к. возникает дизартрия при нарушении функции черепно-мозговых нервов нижнего отдела ствола, ответственных за артикуляцию.

Основные проявления дизартрии состоят в расстройстве артикуляции звуков, нарушениях голосообразования, а также в изменениях темпа речи, ритма и интонации.

Названные нарушения проявляются в разной степени и в различных комбинациях в зависимости от локализации поражения в центральной или периферической нервной системе, от тяжести нарушения, от времени возникновения дефекта.

Причины возникновения дизартрии Органические поражения ЦНС в результате воздействия различных неблагоприятных факторов на развивающийся мозг ребенка во внутриутробном и раннем периодах развития. Несовместимость по резус-фактору. Воздействие инфекционных заболеваний нервной системы в первые годы жизни ребенка. Детский церебральный паралич - (ДЦП). По данным Е. М. Мастюковой, дизартрия при ДЦП проявляется в % случаев.

Классификация клинических форм дизартрии Классификация клинических форм дизартрии основывается на выделении различной локализации поражения мозга. Дети с различными формами дизартрии отличаются друг от друга специфическими дефектами звукопроизношения, голоса, артикуляционной моторики, нуждаются в различных приемах логопедического воздействия и в разной степени поддаются коррекции.

Формы дизартрии

Бульбарная дизартрия Бульбарная дизартрия (от лат. bulbus - луковица, форму которой имеет продолговатый мозг) проявляется при заболевании (воспалении) или опухоли продолговатого мозга. При этом разрушаются расположенные там ядра двигательных черепно-мозговых нервов (языкоглоточного, блуждающего и подъязычного, иногда тройничного и лицевого).

Характерным является паралич или парез мышц глотки, гортани, языка, мягкого нёба (нарушается глотание твердой и жидкой пищи, затруднено жевание. Недостаточная подвижность голосовых складок, мягкого нёба приводит к специфическим нарушениям голоса: он становится слабым, назализованным. В речи не реализуются звонкие звуки. Парез мышц мягкого нёба приводит к свободному проходу выдыхаемого воздуха через нос, и все звуки приобретают выраженный носовой (назальный) оттенок). атрофия мышц языка и глотки, снижается также тонус мышц (атония) - паретическое состояние мышц языка является причиной многочисленных искажений звукопроизношения. Речь невнятная, крайне нечеткая, замедленная. Лицо ребенка с бульварной дизартрией амимично.

Подкорковая дизартрия возникает при поражении подкорковых узлов головного мозга.

Характерным является нарушение мышечного тонуса и наличие гиперкинеза. Гиперкинез - насильственные непроизвольные движения (в данном случае в области артикуляционной и мимической мускулатуры), не контролируемые ребенком. своеобразные нарушения фонации и артикуляции. нарушение просодической стороны речи - темпа, ритма и интонации. Иногда при подкорковой дизартрии у детей наблюдается снижение слуха, осложняющее речевой дефект.

Мозжечковая дизартрия характеризуется скандированной "рубленой" речью, иногда сопровождается выкриками отдельных звуков. В чистом виде эта форма у детей наблюдается редко.

Мозжечковая дизартрия характеризуется скандированной "рубленой" речью, иногда сопровождается выкриками отдельных звуков. В чистом виде эта форма у детей наблюдается редко.

Корковая дизартрия Корковая дизартрия представляет большие трудности для выделения и распознавания. При этой форме нарушается произвольная моторика артикуляционного аппарата - затрудняется динамика переключения от одного звука к другому, от одной артикуляционной позы к другой. моторной алалией дислалии В отличие от детей с моторной алалией, у детей с этой формой дизартрии не наблюдается нарушений в развитии лексико-грамматической стороны речи. Корковую дизартрию следует также отличать от дислалии. Дети с трудом воспроизводят артикуляционную позу, их затрудняет переход от одного звука к другому.

Стертая (лёгкая) форма Легкие (стертые) формы дизартрии могут наблюдаться у детей без явных двигательных расстройств, перенесших воздействие различных неблагоприятных факторов в течение пренатального, натального и раннего постнатального периодов развития. Среди таких неблагоприятных факторов можно отметить: - токсикоз беременности; - хроническую гипоксию плода; - острые и хронические заболевания матери в период беременности; - минимальное поражение нервной системы при резус- конфликтных ситуациях матери и плода; - легкую асфиксию; - родовые травмы; - острые инфекционные заболевания детей в младенческом возрасте и т.д.

Характерным является В ранний период развития у детей отмечаются двигательное беспокойство, нарушения сна, частый, беспричинный плач. плохо приучаются к прикорму, неохотно пробуют новую пищу (такой ребенок долго сидит с набитым ртом, плохо пережевывает и неохотно глотает пищу, отсюда частые поперхивания во время еды). В раннем психомоторном развитии становление статодинамических функций может несколько запаздывать или оставаться в пределах возрастной нормы. Дети соматически ослаблены, часто болеют простудными заболеваниями. Раннее речевое развитие у детей с легкими проявлениями дизартрии незначительно замедлено. Общая моторная сфера детей характеризуется неловкими, скованными, недифференцированными движениями. Нарушения мелкой моторики пальцев рук, которые проявляются в нарушении точности движений, снижении скорости выполнения и переключения с одной позы на другую, замедленном включении в движение, недостаточной координации. Нарушения речевой моторики обусловлены органическим характером поражения нервной системы и зависят от характера и степени нарушения функционирования двигательных нервов, обеспечивающих процесс артикуляции.

Псевдобульбарная дизартрия Псевдобульбарная дизартрия наиболее часто встречающаяся форма детской дизартрии Псевдобульбарная дизартрия является следствием перенесенного в раннем детстве, во время родов или во внутриутробном периоде органического поражения мозга в результате энцефалита, родовых травм, опухолей, интоксикации и др. У ребенка возникает псевдобульбарный паралич или парез, обусловленный поражением проводящих путей, идущих от коры головного мозга к ядрам языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов.

три степени псевдобульбарной дизартрии Лёгкая Лёгкая - характеризуется отсутствием грубых нарушений моторики артикуляционного аппарата. Средняя Средняя – характеризуется амимичностью: отсутствием движений лицевых мышц. Значительную трудность представляет переключение от одного движения к другому. Тяжёлая Тяжёлая (анартрия)- характеризуется глубоким поражением мышц и полной бездеятельностью речевого аппарата.

необходимость коррекции нарушений речи в сочетании со стимуляцией развития всех ее сторон, сенсорных и психических функций Тесная взаимосвязь развития речи, сенсорных функций, моторики и интеллекта определяет необходимость коррекции нарушений речи при дизартрии у детей в сочетании со стимуляцией развития всех ее сторон, сенсорных и психических функций, осуществляя тем самым формирование речи как целостной психической деятельности. комплексный характер Система логопедического воздействия при дизартрии имеет комплексный характер: коррекция звукопроизношения сочетается с формированием звукового анализа и синтеза, раз­витием лексико- грамматической стороны речи и связного высказывания. сочетание с дифференцированным артикуляционным массажем и гимнастикой, логопедической ритмикойс общей лечебной физкультурой, физиотерапией и медикаментозным лечением. Спецификой работы является сочетание с дифференцированным артикуляционным массажем и гимнастикой, логопедической ритмикой, а в ряде случаев и с общей лечебной физкультурой, физиотерапией и медикаментозным лечением. Успех логопедических занятий во многом зависит от их раннего начала и систематичности проведения. Система коррекционной работы

Положительные результаты логопедической работы достигаются при условии соблюдения следующих принципов: поэтапного взаимосвязанного формирования всех компонентов речи; системного подхода к анализу речевого дефекта; регуляции психической деятельности детей посредством развития коммуникативной и обобщающей функций речи.

Работа над звукопроизношением Работа над звукопроизношением строится с учетом следующих положений: 1. Зависимость от формы дизартрии, уровня речевого раз­вития и возраста ребенка. 2. Развитие речевой коммуникации. Формирование звуко­произношения должно быть направлено на развитие комму­никации, школьной и социальной адаптации ребенка. 3. Развитие мотивации, стремления к преодолению имею­щихся нарушений, развитие самосознания, самоутверждения, саморегуляции и контроля, чувства собственного достоинства и уверенности в своих силах. 4. Развитие дифференцированного слухового восприятия и звукового анализа. 5. Усиление перцепции артикуляционных укладов и дви­жений путем развития зрительно- кинестетических ощущений. 6. Поэтапность. Начинают с тех звуков, артикуляция кото­рых у ребенка более сохранная. Иногда звуки выбирают по принципу более простых моторных координации, но обязательно с учетом структуры артикуляционного дефекта в целом, в пер­вую очередь работают над звуками раннего онтогенеза. 7. При тяжелых нарушениях, когда речь полностью не по­нятна для окружающих, работа начинается с изолированных звуков и со слогов. Если речь ребенка относительно понятна и в отдельных словах он может произносить дефектные звуки правильно, работа начинается с этих «ключевых» слов. Во всех случаях необходима автоматизация звуков во всех кон­текстах и в различных речевых ситуациях. 8. У детей с поражением центральной нервной системы важное значение имеет предупреждение тяжелых нарушений звукопроизношения путем систематической логопедической работы в доречевом периоде.

В логопедической работе над речевым дыханием детей, подростков и взрослых широко используется парадоксальная дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой.

При обучении гимнастике А. Н.Стрельникова советует выполнять четыре основных правила.

Правило 1. "Гарью пахнет! Тревога!" и резко, шумно, на всю квартиру, нюхайте воздух, как собака след. Чем естественнее, тем лучше. Самая грубая ошибка - тянуть воздух, чтобы взять воздуха побольше. Вдох короткий, как укол, активный и чем естественнее, тем лучше. Думайте только о вдохе. Чувство тревоги организует активный вдох лучше, чем рассуждения о нем. Поэтому, не стесняясь, яростно, до грубости, нюхайте воздух.

Правило 2. Выдох - результат вдоха. Выдох - результат вдоха. Не мешайте выдоху уходить после каждого вдоха как угодно, сколько угодно - но лучше ртом, чем носом. Не помогайте ему. Думайте только: "Гарью пахнет! Тревога!" и следите за тем только, чтобы вдох шел одновременно с движением. Выдох уйдет самопроизвольно. Во время гимнастики рот должен быть слегка приоткрыт. Увлекайтесь вдохом и движением, не будьте скучно-равнодушными. Играйте в дикаря, как играют дети, и все получится. Движения создают короткому вдоху достаточный объем и глубину без особых усилий.

Правило 3. Повторяйте вдохи так, как будто вы накачиваете шину в темпоритме песен и плясок. И, тренируя движения и вдохи, считайте на 2, 4 и 8. Темп: вдоха в минуту. Вдохи громче выдохов. Норма урока: вдохов, можно и больше вдохов. Паузы между дозами вдохов секунды.

Правило 4. Подряд делайте столько вдохов, сколько сможете легко сделать в данный момент. Весь комплекс состоит из 8 упражнений: 1."Кошка". 2."Насос". 3."Обними плечи». 4. "Большой маятник". 5."Полуприседы". 6."Малый маятник". 7."Ушки". 8.Повороты.

Лечение дизартрии методом гирудотерапии Полученные результаты по лечению алалии и дизартрии у детей методом герудотерапии, а также результаты суперпозиционного сканирования мозга позволили зафиксировать ускоренное созревание нейронов речедвигательной коры головного мозга у таких детей.

длительное время использование разнообразных форм и приемов обучения. Чтобы у ребенка выработались прочные навыки во всей двигательной сфере, требуется длительное время и использование разнообразных форм и приемов обучения. Для быстрейшего достижения результатов работа должна проводиться совместно с логопедомконсультации врача- психоневрологаспециалиста по лечебной физкультуре. с логопедом, необходимы также консультации врача- психоневролога и специалиста по лечебной физкультуре.

Желаю удачи!