Основная задача любого педагогического коллектива подготовка высококвалифицированных кадров
усвоение знаний формирование умений и навыков развитие творческого мышления, познавательных интересов и способностей студентов воспитание личности в процессе овладения знаниями и умениями основные цели педагогической деятельности
Как сделать занятия результативными, нестандартными? Использование разнообразных методов и приемов обучения повышают у студентов интерес к самой учебно- познавательной деятельности.
«Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю». Конфуций
это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность студента, его самоценность, субъективность процесса обучения.
заложить в студенте механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа; раскрыть индивидуальность студента через учение, не вооружить знаниями, умениями, навыками, а с их помощью развивать студента как личность.
Функции личностно- ориентированного образования
опора на личностный смысл и интересы каждого студента в учении (познавательные и социальные) отношение к студенту как к личности, как субъекту собственной учебной деятельности оптимистический подход к студенту и его будущему
помогает человеку в выстраивании собственной личности, определении собственной личностной позиции в жизни: выбрать значимые для себя ценности; овладеть определенной системой знаний; выявить круг интересующих научных и жизненных проблем; освоить способы их решения.
параметры личностного развития
Одним из главнейших признаков, по которому различаются все педагогические технологии является мера ее ориентации на студента, подход к студенту. отражает идейный аспект имеет практический смысл «ориентация»«подход»
творчество самостоятельность индивидуальность свобода личность личностно- ориентированные технологии образования развитие
это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности студента, развитие его неповторимой индивидуальности.
Цель - вооружить учащихся твердыми знаниями, умениями и навыками. Формирование личности является следствием этого процесса и понимается как развитие психических процессов: внимания, мышления, памяти. Цель – развитие учащегося, создание таких условий, чтобы на каждом занятии формировалась учебная деятельность, превращающая его в субъекта, заинтересованного в учении, собственной деятельности. Студенты работают во время опроса, потом «отдыхают», дома зубрят либо ничего не делают. Студенты работают все занятие. На занятии – постоянный диалог: преподаватель-студент. Традиционное занятие Личностно-ориентированное занятие
Преподаватель показывает, объясняет, раскрывает, диктует, требует, доказывает, упражняет, проверяет, оценивает. Преподаватель – организатор учебной деятельности. Традиционное занятие Личностно-ориентированное занятие Центральная фигура – студент! Центральная фигура – преподаватель.
Традиционное занятие Личностно-ориентированное занятие Студент – объект обучения. Работает один преподаватель – студенты нередко занимаются посторонними делами. Студент является субъектом деятельности преподавателя. Деятельность идет не от преподавателя, а от самого студента. Такие знания быстро улетучиваются. Знания, полученные таким образом сохраняются и развиваются!
Студент – лицо второстепенное. Традиционное занятие Личностно-ориентированное занятие Отношения «преподаватель-студент» субъектно-объектные. Отношения «преподаватель-студент» субъектно-субъектные. Преподаватель требует, заставляет, грозит контрольными и экзаменами. Студент приспосабливается, лавирует, иногда учит. Работая с аудиторией, преподаватель фактически организует работу каждого, создавая условия для развития личностных возможностей учащегося, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения.
в центре образовательного процесса находится студент как субъект познания, что отвечает мировой тенденции гуманизации образования личностно-ориентированное обучение является здоровьесберегающей технологией создание благоприятной, комфортной образовательной среды, где у каждого студента есть возможность проявить свою индивидуальность необходимость перехода к данной модели образования осознается обществом
Преподаватель должен выделить основополагающие направления своей деятельности, выдвигая на первый план студента, затем деятельность, определяя собственную позицию Преподаватель должен выделить основополагающие направления своей деятельности, выдвигая на первый план студента, затем деятельность, определяя собственную позицию Пути и средства реализации Направления деятельности преподавателя
Постановка вопросов: как он это делал? Почему? На что опирался? Организация через взаимопроверку и выслушивание обмена содержанием субъектного опыта между студентами. Подвести всех к правильному решению через поддержку наиболее правильных версий студентов по обсуждаемой проблеме. Выстраивание на их основе нового материала: путем высказываний, суждений, понятий. Обобщение и систематизация субъектного опыта студентов на уроке на основе контакта. Обращение к опыту студента Обращение к опыту студента
Заполнение рабочей тетради. Решение профессиональных задач. Предложение на выбор заданий различного типа, вида и формы (задания в тестовой форме различного уровня, составление и/или/ решение кроссвордов, составление графструктур и памяток). Стимулирование студентов к выбору такого материала, который бы соответствовал их личным предпочтениям (ролевые игры). Применение карточек с описанием основных учебных действий и последовательности их выполнения (лист оценки проведения манипуляции) на основе дифференцированного подхода к каждому и постоянного контроля. Применение на занятии разнообразного дидактического материала Применение на занятии разнообразного дидактического материала
Уважительное и внимательное выслушивание отвечающего независимо от уровня его успеваемости. Обращение к студентам по имени. Беседа со студентами не свысока, а «глаза в глаза», поддержка беседы улыбкой. Поощрение в студенте независимости, уверенности в себе при ответе. Характер педагогического общения на занятии Характер педагогического общения на занятии
Стимулирование студентов к применению различных способов учебной работы. Анализ всех предполагаемых способов, не навязывая своего мнения студентам. Анализ действий каждого студента. Выявление значимых способов, избираемых учащимися. Обсуждение наиболее рациональных способов – не хорошо или плохо, а что в данном способе положительно. Оценивание и результата и процесса. Активизация способов учебной работы Активизация способов учебной работы
Организация атмосферы «включенности» каждого студента в работу группы. Предоставление студентам возможности проявить избирательности к видам работы, характеру учебного материала, темпу выполнения заданий. Создание условий, позволяющих каждому студенту быть активным, самостоятельным. Проявление отзывчивости к эмоциям студента. Оказание помощи студентам, не успевающим за темпом работы группы. Педагогическая гибкость преподавателя в работе со студентами на занятии Педагогическая гибкость преподавателя в работе со студентами на занятии
характер ответов. Преподавателю при подготовке и проведении личностно-ориентированного занятия надо знать характеристику субъектного опыта студентов, это поможет ему выбрать рациональные приемы, средства, методы и формы работы индивидуально для каждого.
Современная система образования должна быть нацелена на формирование у студента потребностей и умений самостоятельного освоения новых знаний, новых форм деятельности, их анализа и соотнесения с культурными ценностями, способности и готовности к творческой работе.
Педагогика, ориентированная на личность студента, должна выявлять его субъективный опыт и предоставлять ему возможность выбирать способы и формы учебной работы и характер ответов.