Польшакова Елена Николаевна учитель русского языка и литературы МБОУ ООШ д.Чемоданово «Собранье пестрых глав…» Урок по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
Цели урока: Познакомить с историей создания романа «Евгений Онегин» Вызвать интерес у учащихся к изучению романа. Выявить главные сюжетно- композиционные особенности романа Дать понятие «онегинская строфа»
«Разноголосье» мнений о романе А.Бестужев упрекал роман в легковесности Н.Раевский нашел в романе сатиру и цинизм В.Жуковский и К.Рылеев не поняли замысла веселого романа
Плетнёв восхищён 1главой: «Онегин твой будет карманным зеркалом петербургской молодёжи». В. Г. Белинский: «…энциклопедия русской жизни» А. Дельвиг: «Горю нетерпением читать продолжение его…. Целую крылья твоего ГЕНИЯ….»
Работа А.С.Пушкина над романом Глава I Хандра Кишинев, Одесса 1823, 9 мая Глава II Поэт Одесса Глава III Барышня Одесса. Михайловское Глава IV Деревня Михайловское Глава V Именины Михайловское Глава VI Поединок Михайловское Глава VII песнь Москва Михайловское Глава VIII Странствие Москва Болдино Глава IX Большой свет Болдино 1830.
Работа над романом длилась 7 лет 4 месяца 17 дней
1831 г. - дополнение к VIII главе Письмо Онегина к Татьяне
Сюжетно-композиционные особенности первого русского романа I особенность Сюжет Онегин- Татьяна Служит для развития основного конфликта романа Не развивается, помогает Татьяне понять Онегина Ленский - Ольга
II особенность Главное действующее лицо – повествователь =повествователь = лирические отступления – составная часть сюжета Спутник Онегина Антипод Ленского – поэта Защитник «Татьяны милой»
III особенность Патриархальное дворянство «Энциклопедия русской жизни» Высший свет Патриархальное дворянство дворянство Крепостное крестьянство
Понятие « онегинская строфа» 14 строк Мы все учились понемногу, Чему-нибудь и как-нибудь. Так воспитаньем, слава богу, У нас немудрено блеснуть. Онегин был, по мненью многих (Судей решительных и строгих) Учёный малый, но педант. Имел он счастливый талант Без принужденья в разговоре Коснуться до всего слегка, С учёным видом знатока Хранить молчанье в важном споре И возбуждать улыбку дам Огнём нежданных эпиграмм Рифмы Перекрестные а б Парные а а б б Опоясывающие а б б а Парные а
4-хстопный ямб помогает передать эпические, разговорные интонации
Выводы: 1.« Онегинской строфе» присуща необыкновенная простота и ясность 2.В романе показана русская жизнь того времени во всех её проявлениях 3.Сюжет романа включает в себя две линии: Онегин – Татьяна и Ленский – Ольга 4.А втор- повествователь – одно из главных действующих лиц романа 5.Лирические отступления расширяют временные и географические рамки романа, выявляют авторскую оценку героев