ПРОБЛЕМНЫЙ УРОК Как открывать знания вместе с учениками
«Настоящий учитель показывает своему ученику не готовое задание, над которым положены тысячелетия труда, но ведет его к разрабатыванию строительного материала, возводит здание с ним вместе, учит его строительству…»
Приёмы создания проблемной ситуации Тип проблемной ситуации Тип противоречия Приёмы создания проблемной ситуации С удивлением С удивлением Между двумя (более) положениями 1.Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, точки зрения 2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием Между житейскими представлениями и научными фактами 3. Шаг 1. Обнажить житейские представления учащихся вопросом или заданием «на ошибку» Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью
Приёмы создания проблемной ситуации Тип проблемной ситуации Тип противоречия Приемы создания проблемной ситуации С затруднением Между необходимостью и невозможностью выполнить задание 4. Дать практическое задание, невыполнимое вообще 5. Дать задание, несходное с предыдущим 6. Шаг 1. Дать невыполнимое задание, сходное с предыдущим Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено
Побуждающий диалог от проблемной ситуации Побуждение к осознанию противоречия Побуждение к формулированию учебной проблемы Прием 1. о фактах: Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты? о теориях: Что вас удивило? Сколько существует теорий (точек зрения)? о теориях: Что вас удивило? Сколько существует теорий (точек зрения)? Прием 2. Сколько в нашем классе мнений? Прием 3. Вы сначала как думали? А как на самом деле? Прием 4. Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Прием 5. Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание похоже на предыдущее? Прием 6. Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено Выбрать подходящее: Какой возникает вопрос? Какова будет тема урока?
Еще кое-что… После формулирования учебной проблемы в виде вопроса (не совпадающего с формулировкой темы) следует сразу переходить к поиску решения. Открыв новое знание, даем ответ на изначальный вопрос. После формулирования учебной проблемы в виде вопроса (не совпадающего с формулировкой темы) следует сразу переходить к поиску решения. Открыв новое знание, даем ответ на изначальный вопрос. Тема урока может быть объявлена не в начале урока! Тема урока может быть объявлена не в начале урока! При выходе из проблемной ситуации обязательно обеспечить два творческих действия: осознание противоречия и формулирование проблемы. При выходе из проблемной ситуации обязательно обеспечить два творческих действия: осознание противоречия и формулирование проблемы. Если проблемная ситуация не возникла - учащиеся справились с заданием, разумен выход «Все это сделали? Чуть позже посмотрим, как вы это сделали. Чем это задание отличается от предыдущих. В чем его новизна». Если проблемная ситуация не возникла - учащиеся справились с заданием, разумен выход «Все это сделали? Чуть позже посмотрим, как вы это сделали. Чем это задание отличается от предыдущих. В чем его новизна».
Подводим к теме Мотивирующий прием Подводящий диалог выстраивается, как правило, от повторения – система посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят ученика к осознанию темы урока Если тема абсолютно новая, нет видимой связи с предыдущими, используйте «яркое пятно», «актуальность»: - Сказки и легенды, - Случаи из истории, науки, культуры, - Исторические или научные шутки, - Дидактическая игра типа «черный ящик», - ИНОЕ…
Как искать решение учебной проблемы Структура Побуждение к выдвижению гипотез Побуждение к проверке гипотез УстнойПрактической Общее побуждение к любым гипотезам «Какие есть гипотезы?» к аргументу / контраргументу: «Согласны с этой гипотезой? Почему?» к плану проверки «Как можно проверить эту гипотезу?» Подсказка к решающей гипотезе к аргументу / контраргументу к плану проверки Сообщение решающей гипотезы аргумента / контраргумента плана проверки
Динамика решения учебной проблемы Последовательный вариант Последовательное выдвижение гипотез учащимися «какие есть идеи?» Сразу следует проверка каждой гипотезы «вы согласны?» «как это проверить?» Неоднократное повторение до выдвижения и проверки верной гипотезы - коллективная работа. Одновременный вариант Выдвижение («какие есть идеи?») и сбор всех гипотез учащимися. Организация групповой работы по проверке каждой версии. Для каждой группы свой побуждающий диалог При обсуждении: сначала ошибочные версии, потом – правильную.
Что делать, если вдруг… Заклинило на ошибках Простимулируйте подсказкой рождение решающей гипотезы Идея невразумительна Побудите автора к переформулированию идеи: «Попробуй выразить свою мысль иначе» Раз – и в дамки Если гипотеза одна и сразу верная (сильный класс), подбросьте ошибочную идею для проверки Стойко молчат Дать подсказку или сразу сообщить правильную гипотезу (в слабом классе), организовать ее проверку
Сравнительная характеристика диалогов ПобуждающийПодводящий Структура Отдельные вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысль ученика. Система посильных ученику вопросов и заданий, подводящих его к открытию мысли Признаки -Мысль ученика делает скачок к неизвестному, -Переживание учеником чувства риска, - Возможны неожиданные ответы учеников, -Прекращается с появлением нужной мысли ученика. -Пошаговое жесткое ведение мысли ученика, -Переживание учеником удивления от открытия в конце диалога, -Почти невозможны неожиданные ответы учеников, -Не может быть прекращен, идет до последнего вопроса на обобщение. Результат Развитие творческих способностей Развитие логического мышления
Творческое воспроизведение Творческое усвоение знаний: каждый ученик должен сам выразить полученное на уроке знание и представить на суд собственный продукт. Главный критерий оценки – точность (адекватность) выражения нового материала.
«Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал» А. Дистервег «Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал» А. Дистервег
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ