ПРОЕКТ БУКВАРЬ И АЗБУКА ГБОУ СОШ «А» класс г. Москва 2013 г.
ПРОБЛЕМА: ОТЛИЧАЕТСЯ ЛИ БУКВАРЬ ОТ АЗБУКИ?
ГИПОТЕЗА: ЕСЛИ НАЗВАНИЯ КНИГ РАЗНЫЕ, ТО И СОДЕРЖАНИЕ БУДЕТ ОТЛИЧАТЬСЯ.
ЦЕЛЬ: ВЫЯСНИТЬ, ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ БУКВАРЬ ОТ АЗБУКИ.
МЫ ПОСТАВИЛИ ПЕРЕД СОБОЙ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ: ЗАДАЧА 1. УЗНАТЬ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВ «АЗБУКА» И «БУКВАРЬ» В ТОЛКОВОМ СЛОВАРЕ.
ИЗ СЛОВАРЯ ОЖЕГОВА: «БУКВАРЬ – ЭТО КНИЖКА ДЛЯ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ». «АЗБУКА – 1) СОВОКУПНОСТЬ БУКВ, РАСПОЛАГАЕМЫХ В УСТАНОВЛЕННОМ ПОРЯДКЕ; 2) ТО ЖЕ, ЧТО И БУКВАРЬ; 3) ПРОСТЕЙШИЕ НАЧАЛА КАКОЙ- НИБУДЬ НАУКИ».
ЗАДАЧА 2. ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ИСТОРИЕЙ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БУКВАРЯ И АЗБУКИ. Для решения этой задачи мы обратились к интернет-источнику
МЫ ВЫЯСНИЛИ, ЧТО САМЫЙ ПЕРВЫЙ БУКВАРЬ БЫЛ ИЗДАН В 1574 ГОДУ, АВТОРОМ КОТОРОГО БЫЛ И. ФЕДОРОВ, В ТО ВРЕМЯ ЗАГЛАВИЯ КНИГА НЕ ИМЕЛА. СЛЕДУЮЩИМ СОСТАВИТЕЛЕМ БУКВАРЯ БЫЛ К. ИСТОМИН. ДАННЫЙ БУКВАРЬ БЫЛ ИЛЛЮСТРИРОВАН И СОЗДАН ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ПЕТРА ПЕРВОГО. ЗАТЕМ ПОЯВИЛСЯ БУКВАРЬ Ф. ПОЛИКАРПОВА. В ДАННОМ ИСТОЧНИКЕ ИНФОРМАЦИИ НАМИ БЫЛО ЗАМЕЧЕНО, ЧТО СЛОВА «БУКВАРЬ» И «АЗБУКА» ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМЫ. УПОТРЕБЛЯЕТСЯ И ТО, И ДРУГОЕ СЛОВО.
ЗАДАЧА 3. ОЗНАКОМИТЬСЯ С БУКВАРЯМИ И АЗБУКАМИ РАЗНЫХ АВТОРОВ.
ЗАДАЧА 4. СРАВНИТЬ СОДЕРЖАНИЕ БУКВАРЯ И АЗБУКИ.
МЫ ЗАМЕТИЛИ, ЧТО В ЭТИХ УЧЕБНЫХ КНИГАХ РАЗМЕЩЕНЫ ОДИНАКОВЫЕ ЗАДАНИЯ, КОТОРЫЕ НАПРАВЛЕНЫ НА УСВОЕНИЕ ДЕТЬМИ СЛЕДУЮЩИХ ПОНЯТИЙ: ЗВУК, СЛОВО, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ТЕКСТ, УДАРЕНИЕ, СЛОГ.
Главная цель первых учебных книг – научить детей читать.
ВЫВОД Гипотеза не подтвердилась. Букварь и азбука по содержанию не отличаются. Эти учебники помогают учащимся усвоить печатные и рукописные буквы, их звуковые значения, учат читать и понимать тексты.