Розничные финансовые услуги и микрофинансирование: построение всеохватывающей финансовой системы
Содержание Финансовая система, доступная для широких слоев населения Программы и планы развития финансового рынка Новые платежные и кредитные технологии Правовое регулирование отношений в сфере «дистанционного» предложения финансовых услуг населению и малым предпринимателям Инициативы в области регулирования
Инфраструктура поддержки российского микрофинансового сектора Российский микрофинансовый центр ЗАО «Центурион Капитал» Национальное партнерство участников микрофинансового рынка Структуры лоббирования Институт развития и ресурсный центр Механизм финансирования МФО Миссия РМЦ - содействие развитию всеохватывающей и общедоступной финансовой системы для всех групп бизнеса и населения
Доступность финансовых услуг в России не более 15% от потребностиМикрокредитование около 4% населенияПриобретение паев ПИФ не более 10% населенияОперации с ценными бумагами менее 3% населенияИпотечный кредит около 30% населенияПотребительский кредит около % населенияСрочные депозиты в банках
Банковские филиалы (на100 тыс. человек населения)
Концепция НАУМИИР по повышению доступности финансовых услуг до 2012 года Цели и задачи Концепции: Содействовать формированию в России институционально дифференцированной общедоступной финансовой системы; Повысить доступность финансовых услуг с 55 до 85 процентов населения и бизнес – субъектов к 2012 году, для реализации Стратегии развития РФ до 2020 года и повышения доли среднего класса до 75% населения
Основные направления Концепции Институциональные меры: Расширение видов финансовых посредников Дальнейшее развитие банковской филиальной сети НДКО Кредитные кооперативы и кооперативные банки Новые формы институтов микрофинансирования (МФО) Кредитные брокеры, в том числе ипотечные Коллекторские агентства и другая «кредитная» инфраструктура Технологические меры: Удешевление способов работы с населением и снижение порога входа на рынок финансовых услуг (технологии микрофинансирования) Рефинансирование финансовых посредников (ЦБ – коммерческие банки – МФО) Оказание финансовых услуг вне служебных помещений финансовых посредников (дистанционно) с использованием новых технологий Повышение уровня финансовой грамотности граждан Государственные программы поддержки микро- и малого бизнеса
Рынок кредитования МСП динамично растет. В 2007 г. он вырос в 2,5 раза по сравнению с 2006 г. На 1 января 2008 года по оценкам, спрос на кредиты для МСП составил около 70 млрд. дол. США, а предложение банковских кредитов – лишь порядка 10 млрд. дол. Поскольку это, по-видимому, один из последних массовых рынков неудовлетворенного спроса на кредиты, причем с высокой доходностью инвестиций, многие российские федеральные и региональные банки начинают программы кредитования МСП Средний размер одного займа МСП - около 100 тыс. долл. США Большинство банков, кредитующих МСП, заинтересованы в сотрудничестве с иностранными партнерами для привлечения долгового и инвестиционного финансирования Развитие деятельности по кредитованию МСП в России
Рынок микрофинансовых услуг быстро растет. В 2007 г. он вырос в 1,4-1,8 раза по сравнению с 2006 г. На 1 января 2008 года в России действовали, по оценкам, около 2300 небанковских МФО (включая кредитные кооперативы, частные коммерческие МФО, НПО-МФО и кредитно-депозитные организации/НДКО). Совокупный портфель займов по опрошенным МФО составил около 1000 млн. долл. США Уровень просрочек портфеля МФО не превышал 3,6% Средний размер одного займа составил 3,500 долл. США Средняя ROE МФО составляет около 22% в год Некоторые банки, включая ВТБ24, Сбербанк и Российский банк развития, начали кредитовать МФО Но этого недостаточно при спросе на предпринимательские микрозаймы (до дол. США) порядка 10 млрд. дол. Микрофинансовый сектор в России: намечается бум
Дистанционное оказание финансовых услуг Модель 1: Банки и агенты Почтовая инфрастуктура как инструмент финансового рынка МФО и ритейловые сети как агенты банков Модель 2: Автоматизированные продажи: Платежные карты: расширение использования платежных карт (банкоматы cash-in и cash-out) Системы платежных терминалов Модель 3: Мобильный и интернет - банкинг: Использование возможностей операторов мобильной связи Системы на основе Интернет
Почта России Более 42 тыс. отделений федеральной почтовой связи 27 почтовых отделений на 100 тыс. человек Право осуществлять денежные переводы без открытия банковского счета Согласно Закону «О почтовой связи» от 17 июля 1999 г. 176-ФЗ организации федеральной почтовой связи оказывают физическим и юридическим лицам услуг связанные с почтовыми переводами денежных средств: прием, обработка, перевозка (передача), доставка (вручение) денежных средств с использованием сетей почтовой и электрической связи Микрофинансовый рынок Более 2000 МФО и кредитных кооперативов Более чем двукратный рост рынка в год Только займы (активные) и, в некоторых случаях, пассивные (сбережения) операции. Запрет на ведение счетов, осуществление безналичных переводов и платежей
Платежи «с мобильного телефона» Управление банковским счетом Без явного открытия банковского счета: электронные деньги (мобильный кошелек, платежные сервисы)
Интернет- банкинг и платежи: Интернет-банкинг: управление банковским счетом через Интернет или иные каналы связи Без открытия банковского счета: «электронные» деньги (платежные Интернет-системы)
Российская практика Мобильный банкинг: Совместная программа Банка «Таврический» и «Би-Лайн» - Мобильный Кошелек; Центр Финансовых Технологий – новые технологические решения для защиты данных при передаче по каналам сотовой связи Интернет – деньги: Модель РКО (Web-Money); Модель нефинансовой организации («суррогатные деньги») – Money Yandex и т.д. Два преобладающих вида моделей: на основе «предоплаченных карт» (Положение ЦБ РФ 266-П) и «квази – электронных денег» (чеки и сертификаты)
Барьеры для распространения технологий дистанционного банкинга Существует несколько нормативных барьеров для развития технологий дистанционного банкинга в России. Среди наиболее существенных: Закон 115-ФЗ «О противодействии отмывании доходов, нажитых преступным путем…» и ведомственные инструкции требуют личного участия банков в идентификации клиентов; Недостаточность нормативного регулирования, препятствующая взаимодействию банков и агентов для полноценного аутсорсинга банковских операций; По закону «О банках…» только коммерческие организации могут быть банковскими агентами для приема платежей, оставляя за бортом кредитные кооперативы, МФО и Почту России Недостаточность нормативного регулирования понятия «электронных денег», требований к их выпуску и эмитентам
Дальнейшие шаги Концепции: Аутсорсинг и электронные деньги БОльшая часть вопросов, связанных с передачей отдельных банковских операций агентам может быть решена на уровне нормативных документов ЦБ РФ; Тот же подход применим и к развитию регулирования «электронных денег». Как первый пример – нормы о предоплаченных платежных картах (Положение ЦБ РФ 266-П); Возможно, в некоторых случаях потребуется дополнение норм закона «О банках и банковской деятельности», а также «О связи…», а также принятие закона «О платежных системах» (оборот электронных денег)
Дальнейшие шаги Концепции: пути решения проблемы идентификации клиентов Сделать агентов объектами надзора и контроля по закону о борьбе с отмыванием денежных средств и противодействия терроризму Ввести передвижные «точки идентификации» населения (передвижные банковские офисы) Разрешить автоидентификацию с переходом на биометрические паспорта Смягчить требования по идентификации для незначительных операций (до X тыс. рублей) Безусловно, нужен анализ сильных и слабых сторон всех опций, а также оценка их последствий
Построение всеохватывающей финансовой системы – новые возможности для России Мамута Михаил Валерьевич, Президент НАУМИР Во время этого доклада может возникнуть дискуссия с предложениями конкретных действий. Используйте PowerPoint для записи предложений по ходу обсуждения: Во время демонстрации щелкните правой кнопкой мыши Выберите Записная книжка Выберите вкладку Действия Вводите замечания по мере поступления Нажмите кнопку ОК по завершении доклада В результате в конец презентации автоматически будет добавлен слайд Действия со списком внесенных предложений. Пластиковые карты номиналом 1000 и более рублей имеют закрытое поле "Код проверки". Не стирайте его до тех пор, пока не получите SMS-сообщение с просьбой ввести "код проверки". Если ваша карточка (номиналом 1000 и более рублей) была опознана Процессинговым Центром, то через несколько секунд Вы получите SMS - сообщение о готовности зачислить деньги на ваш счет. Для завершения операции вам будет предложено отправить SMS с "Кодом проверки". Пластиковые карты номиналом 1000 и более рублей имеют закрытое поле "Код проверки". Не стирайте его до тех пор, пока не получите SMS-сообщение с просьбой ввести "код проверки". Если ваша карточка (номиналом 1000 и более рублей) была опознана Процессинговым Центром, то через несколько секунд Вы получите SMS - сообщение о готовности зачислить деньги на ваш счет. Для завершения операции вам будет предложено отправить SMS с "Кодом проверки". Результат выполнения команды:зачисление денег в сумме, равной номиналу карты, на счет в платежной системе «Яндекс.Деньги». Отправитель команды получит SMS-уведомление о зачислении денег.Результат выполнения команды:зачисление денег в сумме, равной номиналу карты, на счет в платежной системе «Яндекс.Деньги». Отправитель команды получит SMS-уведомление о зачислении денег.