Анакреонтическая ода М.В.Ломоносова «Разговор с Анакреоном» как выражение идеи служения Отечеству Автор: Мороз И. В., учитель литературы
Михаил Васильевич Ломоносов ( ) 300-летие этого великого человека отметила Россия в 2011 году
Цель урока: на примере стихотворения «Разговор с Анакреоном» исследовать ломоносовский поэтический стиль как явление национальной литературы и новой поэтической культуры, как выражение идеи служения Отечеству. Задачи урока: - познакомиться со спецификой жанра анакреонтической оды; - провести анализ поэтического текста; - выявить особенности и новаторство стиля Ломоносова в контексте задач поэта послепетровской эпохи.
Литературная деятельность М. В. Ломоносова - реформатор русского стихосложения и литературного языка - автор теории «трёх штилей», первой в России «Риторики» и «Грамматики» - создатель русской торжественной оды
Творческое наследие М. В. Ломоносова трагедии научная лирика лирические стихотворения сатирические стихотворения басни эпиграммы
Но любимым жанром М. В. Ломоносова была ода. Ода (в переводе с греческого «песнь») – родовое понятие, обозначавшее лирическое произведение вообще. Оды торжественные духовные анакреонтические
Анакреонтическая ода переводы стихотворений Анакреона переводы стихотворений Анакреона оригинальная поэзия в духе Анакреона «анакреонтика»
Анакреон (570/ /478 до н. э.)
«Разговор с Анакреоном» – итоговое произведение Михаила Васильевича Ломоносова.
Антитеза Героическая поэзия – Любовная поэзия Любовь к прекрасной женщине – Любовь к Родине
Мне петь было о Трое Мне петь было о нежной, Анакреон, любви Да гусли поневоле Напиши любезну мне Мне струны поневоле Изобрази Россию мне АнакреонЛомоносов
Ломоносов Мне петь было о нежной, Анакреон, любви; Я чувствовал жар прежней В согревшейся крови, Я бегать стал перстами По тоненьким струнам И сладкими словами Последовать стопам. Мне струны поневоле Звучат геройский шум. Не возмущайте боле, Любовны мысли, ум; Хоть нежности сердечной В любви я не лишен, Героев славой вечной Я больше восхищен. Анакреон Мне петь было о Трое, О Кадме мне бы петь, Да гусли мне в покое Любовь велят звенеть. Я гусли со струнами Вчера переменил И славными делами Алкида возносил; Да гусли поневоле Любовь мне петь велят, О вас, герои, боле, Прощайте, не хотят.
Строки перекликаются развитием мысли, образными деталями. Обнаруживается лексическая параллель – общее слово Проведи дугами брови По высокому челу… Отрады ясность по челу И вознесенную главу…
Проявление спора на ритмическом уровне Мастер в живопистве первой, Первой в Родской стороне, Мастер, научен Минервой, Напиши любезну мне. ́ U ́ U ́ U ́ U Ты счастлив сею красотою И мастером, Анакреон, Но счастливей ты собою Чрез приятной лиры звон. U U U U U
Ода «Разговор с Анакреоном» - это спор о назначении поэта, о назначении культуры. Несомненна поэтическая значимость этой темы. Идея служения Отечеству, разработанная Ломоносовым, остаётся ведущей в русской поэзии и русской жизни.