Урок русского языка в 5 – 6 классах Игра «Знатоки русского языка»
Цели урока: Обучающие: повторить изученный материал по лексике, морфемике, словообразованию, синтаксису, пунктуации; Развивающие: развивать умения и навыки различных видов разбора; умения подготовить сообщение и выступить с ним; умения работать в группе; Воспитательные: воспитывать любознательность, настойчивость, аккуратность, взаимопомощь.
Эпиграф урока « Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку». К.Паустовский
Задания командам 1. Домашнее задание. Сообщение о языковеде. 2. Задания игры: * по лексике * по морфемике * по синтаксису * по пунктуации * Конкурс капитанов
Домашнее задание Команда 1 Подберите материал, подготовьте сообщение «Создатель словаря Владимир Иванович Даль». Команда 2 Подберите материал, подготовьте сообщение «Первопечатник Иван Фёдоров».
Владимир Иванович Даль Владимир Иванович Даль не был языковедом по образованию, он стал им по призванию. Работу по собиранию и записи слов Владимир Иванович продолжал более сорока лет. В. И. Даль. С портрета В. Перова
«Толковый словарь живого великорусского языка» Делом всей жизни В.И.Даля стал словарь. В него Даль включил 200 тысяч слов и 30 тысяч пословиц, которые приводятся в качестве иллюстраций для пояснения значений слов. Это настоящий подвиг человека, влюблённого в русский язык.
Первопечатник Иван Фёдоров В центре Москвы стоит памятник: человек средних лет, одетый в длинный кафтан, держит в руках только что отпечатанный лист будущей книги. Это памятник Ивану Фёдорову. Памятник И.Фёдорову в Москве. Скульптор С.Г. Волнухин
«Иван IV в типографии Ивана Фёдорова.» Картина художника Г.Лесснера
1564 год – начало русского книгопечатания Первая книга Ивана Фёдорова «Апостол» была напечатана в 1564 году. Этот год и считается началом московского да и всего русского книгопечатания.
Страница книги Шрифт печатных книг Ивана Фёдорова был похож на буквы рукописных книг. «Евангелие». Страница из книги, напечатанной в 1569 году. Украшения из книг И.Фёдорова
Добро пожаловать в Страну русского языка! Девиз игры: «Выучи русский язык». Условия игры: *Отвечать быстро. *Отвечать правильно. * Не знаешь сам – рядом друзья.
Задания командам По лексике По морфемике По синтаксису По пунктуации Конкурс капитанов
1. Прочитай закодированные слова Чтобы прочитать за 2 минуты закодированные слова, нужно правильно вспомнить алфавит, пронумеровав буквы. 1 слово - 9, 3, 21, 12, слово – 2, 21, 12, 3, 29. Можешь взять подсказку. При этом потеряешь 1 балл.
2. Составь больше слов За 2 минуты составьте как можно больше слов, используя буквы слова преподаватель
3. Однокоренные слова Образуйте и запишите за 2 минуты однокоренные слова, прибавляя к данному слову приставки. Можешь взять подсказку. При этом потеряешь 1 балл.
4. Придумай предложение Придумай за 2 минуты предложение, в котором каждое слово начиналось бы с буквы К. Предложение какой команды получится длиннее?
5. Соберите пословицу ДЛЯ КОМАНД: Соберите пословицу из слогов: Жёт, по, док, вре, ря, бе, мя, ре. ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ: Соберите пословицу из слогов: Ки, у, ли, стра, ве, ха, за, гла.
6. Знаки препинания О каких знаках препинания идёт речь в весёлых стихотворениях? 1. Бурным чувствам нет конца: 6. Загораживает путь, Пылкий нрав у молодца! Предлагает отдохнуть. 2. Вечно думая над смыслом, Изогнулся коромыслом. 7. Стоят три кумушки 3.Ляжет палочкой на строчку: рядком. Проходите по мосточку. Ведут беседу, но – тайком, 4. Всегда послушать норовят Какими-то далёкими, То, что другие говорят. Туманными намёками. 5. Выйдет на дорожку – Всем поставит ножку.
7. Расставь запятые в предложениях с однородными членами В глуши лесной в глуши зелёной Всегда тенистой и сырой В крутом овраге под горой Бьёт из камней родник студёный: Кипит играет и спешит… И.Бунин «Родник»
8. Определите, о каких членах данного предложения идёт речь Бесшумно трепетали на осинке разноцветные листочки. 1. Зависит от существительного, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какие? 2. Обозначает место действия, зависит от сказуемого – глагола, отвечает на вопрос где?, выражено существительным с предлогом. 3. Зависит от сказуемого – глагола, обозначает способ действия, отвечает на вопрос как?, выражено наречием.
Конкурс капитанов: устный блиц-опрос 1.Главный член предложения, обозначающий действие предмета. 2.Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета? 3.Второстепенный член предложения, который обозначает место, время, способ действия? 4.Главный член предложения, обозначающий предмет. 5.Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание и предложение?
Игра закончилась Слово жюри