Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах Учитель начальных классов Андреева Виктория Юрьевна НШ\ДС 3, 2008г.
Ученик должен удивляться тому что: он видит орфограммы; он может написать их правильно; всё это дает хорошие результаты ; ему нравится работать; на уроках русского языка интересно! «Важно не просто накормить голодного рыбой, главное научить его ловить её! Если вы дадите ему рыбу, то поможете только один раз, а если научите ловить, то накормите на всю жизнь..»
Факторы орфографической зоркости, как шаг к грамотному письму 1. Зрительный 2.Слуховой 3. Рукодвигательный 4.Артикулярный зрительный, объяснительный диктант, письмо по памяти, выборочное списывание, графическое выделение орфограмм, письмо с «дырками»….. выборочный, предупредительный диктант …. орфографическое проговаривание… при выполнении всех упражнений Что есть орфографическая зоркость ? это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания
3.Определить способ решения задачи Этапы решения орфографической задачи, предлагаемые М.Р. Львовым М. Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи: 4.Определить «шаги» (алгоритм решения задачи) 1.Увидеть орфограмму в слове 2.Определить её вид 5. Решить задачу 6. Написать слово в соответствии с решением задачи
осуществлять орфографический самоконтроль Какие орфографические умения необходимо формировать у младших школьников? ставить орфографические задачи устанавливать тип орфограммы, соотносить ее с определенным правилом применять правило проверять написанное то есть обнаруживать орфограммы (обладать орфографической зоркостью) выбирать способ решения задачи, чаще всего – орфографическое правило верно выполнять предписываемый им способ решения поставленной задачи
Современные подходы МоделированиеМоделирование Использование словарей, как способ решения орфографической задачи орфографической задачи Использование словарей, как способ решения орфографической задачи орфографической задачи Формированиеорфографического самоконтроля самоконтроляФормированиеорфографического
Письмо с «дырками» Списывание Письмо с проговариванием Комментированное письмо Письмо под диктовку Творческие работы Письмо под диктовку с предварительной подготовкой Приёмы формирования орфографического навыка
Прием сознательного пропуска буквы Прием сознательного пропуска буквы «Знаю -пишу, не знаю – оставляю пропуск» Прослушай слово. Запиши столько чёрточек, сколько звуков в слове. Обведи кружочком, те которые обозначали звуки в слабых позициях. Запиши слово буквами, оставляя в отмеченных местах пропуски. Алгоритм действий ученика
Письмо с «окошками» («дырками») в современных учебниках русского языка для начальных классов Алгоритм «Как писать без ошибок?» "Сомнение - начало поиска истины".
Письмо под диктовку с предварительной подготовкой Учитель читает (орфоэпически) Ученик –слушает и запоминает Записывает предложение схематически(черточками),подчеркивает «опасные места» Записывает каждое слово слоговыми дугами Произносит по схеме каждое слово, чтобы знаком ударения показать ударные слоги Указывает опасные места Учитель читает (орфоэпически с элементами орфографического проговаривания в тех местах, где буква отличается от звука Записывает предложения Под диктовку учителя,ведя карандашом по слогам,ученики проверяю свою запись
Памятка «Как писать под диктовку» 6. 7.
Выпиши предложения, выражающие основную мысль текста; восклицательные предложения, побудительное, вопросительное, повествовательное; предложение, соответствующее схеме и т.д Выпиши слова-синонимы, антонимы, родственные слова. Выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм. Выпиши слова с пропущенными буквами, определи, какая часть слова не дописана, укажи грамматические признаки слов. Спиши слова определённой части речи, грамматической категории. Выпиши словосочетания с фразеологизмами Алгоритм научения учеников выборочному списыванию
Алгоритм действий ученика
Как списывать? Памятка 1
Комментированное письмо выполняет ряд задач: приучает детей внимательно слушать; развивает умение предварительно планировать свою работу; формирует осмысленность и самостоятельность при выполнении заданий; учит ребёнка отбирать из своего умственного багажа нужную информацию. Комментированное письмо с указанием орфограмм Комментированное письмо с указанием орфограмм (по К.А. Москаленко) Памятка для ученика «Объясняю –рассуждаю» мыслю говорю записываю
Механизм проведения комментированного письма Молчание учителя говорит о том, что класс может писать это слово Учитель диктует предложение всему классу орфоэпически; Один из учеников (вначале это лучший успевающий), не вставая с места и работая вместе с классом, громко проговаривает слово по слогам орфографически (первое предупреждение); никто не пишет Ученик ( он же) комментирует (объясняет правописание) слово (второе предупреждение); Ученики всего класса внимательно следят за комментированием, проверяя свои знания в области грамматики Если ученик-комментатор затрудняется объяснить правописание слова и замолкает, то его сразу заменяет другой ученик
Памятка для ученика «Объясняю –рассуждаю»
Письмо по памяти 1.Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию. 2.Орфографическое чтение учителя, детьми, орфографический разбор 3.Упражнение в запоминании 4.Орфографическое чтение слов с орфограммами Письмо по памяти Письмо по опорным словам 6.Запись 7.Проверка
Словари в обучении и воспитании младших школьников
Какография «Внимание: есть ошибки!». Орфографический самоконтроль – это умение контролировать ход орфографического действия, то есть правильность следования алгоритму решения задачи письма, и оценивать полученный результат Формирование орфографического самоконтроля самоконтроля Что проверять? Как проверять? подчеркнуть букву, место в слове или все слово, где допущено нарушение; подчеркнуть слово, в нем выделить морфему с ошибкой; подчеркнуть слово, в котором есть ошибка, а на полях условным знаком указать морфему, содержащую неверное написание; привести на полях верную запись слова; написать на полях правильную букву; на полях поставить знак ошибки, а рядом – указание на морфему или часть речи. отметить только строку, где надо искать ошибку; указать номер страницы, на которой сформулировано правило, дана рекомендация.
1. Найди ошибку (если она не показана). 2. Определи, в какой части слова допущена ошибка; если эта часть не выделена, обозначь ее. 3. Выпиши слово с окошком на месте той буквы, которая выбрана неверно. 4. Реши, какое правило надо применить. 5. Выполни нужные действия и вставь букву. 6. Вернись к тексту, где была ошибка, и исправь ее Читай по слогам – нет ли описок; Снова находи все орфограммы; Где можешь, объясняй выбор букв и решай, нет ли ошибок; Есть – исправляй; сомневаешься – над буквой ставь «?».
моделирование занимает важное место в обучении правописанию пробуждает интерес к изучаемым языковым фактам позволяет выделить систему ориентиров в орфографических явлениях способствует усвоению опознавательных признаков орфограмм раскрывает способ действия по обнаружению орфографических трудностей помогает учащимся усвоить орфографическое правило обеспечивает открытие общего способа деятельности формирует творческое мышление учащихся
«Систематичность упражнений – есть первая и главная основа их успеха….» К. Д. Ушинский