К тайнам слов Выполнил ученик 4 «А» класса Выполнил ученик 4 «А» класса МОУ «Началовская СОШ» МОУ «Началовская СОШ» Мурзашев Рунис Мурзашев Рунис Руководитель:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Устаревшие слова в произведении Подготовила ученица 5 класса Шушкодомской средней школы Румянцева Анастасия.
Advertisements

Напишите сочинение- рассуждение, раскрывая смысл высказывания А.И.Куприна: «Язык – это история народа». Аргументируя свой ответ, приведите два примера.
ИСТОРИЗМЫ И АРХАИЗМЫ Выполнила: ученица 6 «Б» класса Каткова Марина.
К устаревшей лексике относят слова, которые вышли из употребления, среди них различают историзмы и архаизмы.
Историзмы, архаизмы.
Учитель начальных классов МОУ СОШ 7 г. Урюпинска Волгоградской области Педагогический стаж 22 года Образование - высшее.
(Доброта в пословицах и поговорках). Пословицы – краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм. Поговорка – краткое устойчивое.
Архаизмы это устаревшие слова, вышедшие из активного употребления в речи.
Старинные русские меры длины Подготовил Ученик 6 «А» класса Зубарев Никита.
Русский язык и культура речи Тема 2. Лексический состав русского языка к. филол. н., доцент Гончарова Любовь Марковна.
Русской речи государь по прозванию СЛОВАРЬ… Информационно-исследовательский проект учащихся 4-б класса МОУ СОШ 4 г. Александров.
Толковый словарь устаревших слов русского языка. Составила Борисенко Елизавета 3 «а» класс МОУ Тасеевская средняя школа 1.
СЛОВАРИ РУССКОГО ЯЗЫКА. Русской речи Государь по прозванию Словарь.
Урок составили : Бессонова Л. А., Тайбашева Т. В. учителя начальных классов МОУ СОШ 1 г. Черепаново учителя начальных классов МОУ СОШ 1 г. Черепаново.
Творческо - исследовательский проект. Русская сказка – это нить, ведущая в глубь истории, неиссякаемый источник народного творчества, хранящий историческую.
Лексическое богатство русского языка. Что такое богатство языка Лексика – это словарный состав языка Лексика – это словарный состав языка Многозначные.
В мире незнакомых слов Выполнил: Молдаш Иса.. Объект исследования: художественные произведения из учебника по литературному чтению для 2 класса. Предмет.
Выполнили учащиеся 6 «б» класса школы 1 г. Галича Смирнова Ксения и Елшина Виктория.
В чем мудрость русского народа? Образец работы учащегося выполнил Григорьева Евгения Олеговна учитель начальных классов МОУ СОШ 3.
Слова старые и новые Слова нашей лексики по времени своего появления в языке могут быть самыми разными. Одни из них существуют давно, являются старыми.
Транксрипт:

К тайнам слов Выполнил ученик 4 «А» класса Выполнил ученик 4 «А» класса МОУ «Началовская СОШ» МОУ «Началовская СОШ» Мурзашев Рунис Мурзашев Рунис Руководитель: Кондратьева Руководитель: Кондратьева Лариса Геннадьевна Лариса Геннадьевна

Задачи проекта: Узнать новое о исчезнувших словах; Узнать новое о исчезнувших словах; Проанализировать значение некоторых из них; Проанализировать значение некоторых из них; Показать свое отношение к получению новых знаний. Показать свое отношение к получению новых знаний.

Цели проекта: Изучение историзмов и архаизмов; Обогащение словаря, развитие речи; Воспитание любви к родному языку.

План проекта: Изучение литературы об устаревших словах: энциклопедических и толковых словарей, научных статей о русском языке. Изучение литературы об устаревших словах: энциклопедических и толковых словарей, научных статей о русском языке. Чтение художественной литературы, в которой используются устаревшие слова. Чтение художественной литературы, в которой используются устаревшие слова.

Гипотеза: Устаревшими слова оказываются потому, что ушли из жизни предметы, которыми они назывались.

«Историзмы» Словарный состав русского языка непрерывно изменяется: исчезают одни слова, появляются другие. Отмирание слова происходит не сразу, сначала оно становится малоупотребляемым, а потом и совсем исчезает. Отмирание слов вызвано самой жизнью. Если уходит из жизни какой–нибудь предмет, например кольчуга, соха, цеп, вместе с ним уходит и слово. Такие слова называют историзмами.

«Архаизмы» Есть и другая группа устаревших слов, которые называются архаизмами. Эти слова перестают употребляться не потому, что уходит из жизни соответствующее понятие, а потому, что место этого слова заняло другое, с тем же значением, например: перст- палец, ланита- щека, чело – лоб. Таким образом, «в отличие от историзмов архаизмы являются обозначениями вещей и явлений, существующих и ныне, но имеющих другие наименования», например: воитель – воин, рыбарь – рыбак, вотще – напрасно, понеже – потому что, вельми – очень, присно – постоянно. Есть и другая группа устаревших слов, которые называются архаизмами. Эти слова перестают употребляться не потому, что уходит из жизни соответствующее понятие, а потому, что место этого слова заняло другое, с тем же значением, например: перст- палец, ланита- щека, чело – лоб. Таким образом, «в отличие от историзмов архаизмы являются обозначениями вещей и явлений, существующих и ныне, но имеющих другие наименования», например: воитель – воин, рыбарь – рыбак, вотще – напрасно, понеже – потому что, вельми – очень, присно – постоянно.

«Новая жизнь старых слов» Исчезнув на некоторое время, устаревшие слова могут вновь появиться, изменив при этом свое первоначальное значение, например: копье – оружие древнего воина и копье спортсмена, барин – господин и барин – лентяй, белоручка. Исчезнув на некоторое время, устаревшие слова могут вновь появиться, изменив при этом свое первоначальное значение, например: копье – оружие древнего воина и копье спортсмена, барин – господин и барин – лентяй, белоручка. Некоторые устаревшие слова сохранились в пословицах, поговорках, устойчивых выражениях, например: беречь как зеницу ока, быть притчей во языцех, коломенская верста, косая сажень в плечах, как аршин проглотил, гроша медного не стоит. Встречаются такие слова в сказках, былинах, преданиях и других жанрах устного народного творчества. Некоторые устаревшие слова сохранились в пословицах, поговорках, устойчивых выражениях, например: беречь как зеницу ока, быть притчей во языцех, коломенская верста, косая сажень в плечах, как аршин проглотил, гроша медного не стоит. Встречаются такие слова в сказках, былинах, преданиях и других жанрах устного народного творчества.

«Архаизмы в литературе» В художественной литературе устаревшие слова используются с разными целями. Иногда они нужны для характеристики эпохи, для создания ее колорита. Так, в книге С.П. Алексеева «Сто рассказов из русской истории» только в цикле рассказов о Суворове и русских солдатах встречаются историзмы фельдмаршал, фельдъегерь, сотник, гренадеры, гусары, верста. Немало в книге и архаизмов, например: рать (войско), сия (эта), виктория (победа), молвить (сказать), дозволь (разреши), надобно (нужно). В художественной литературе устаревшие слова используются с разными целями. Иногда они нужны для характеристики эпохи, для создания ее колорита. Так, в книге С.П. Алексеева «Сто рассказов из русской истории» только в цикле рассказов о Суворове и русских солдатах встречаются историзмы фельдмаршал, фельдъегерь, сотник, гренадеры, гусары, верста. Немало в книге и архаизмов, например: рать (войско), сия (эта), виктория (победа), молвить (сказать), дозволь (разреши), надобно (нужно).

«Новое значение старых слов» Слова уходят из языка, если из жизни уходят предметы, явления, вещи. Современный воин не может быть вооружен копьем, мечом, луком, стрелами. Не нужны стали эти предметы, постепенно уходят из жизни и слова, их называющие. Некоторые слова сохранились без изменения (сбруя, стремя), другие получили новое значение (копье у спортсмена, шлем у танкиста или космонавта, древко знамени, плащ – дождевик). Слова уходят из языка, если из жизни уходят предметы, явления, вещи. Современный воин не может быть вооружен копьем, мечом, луком, стрелами. Не нужны стали эти предметы, постепенно уходят из жизни и слова, их называющие. Некоторые слова сохранились без изменения (сбруя, стремя), другие получили новое значение (копье у спортсмена, шлем у танкиста или космонавта, древко знамени, плащ – дождевик).

«Этимология- наука об изменениях в языке» Старые корни слов мы можем обнаружить и в других наших словах. Мы говорим, например, суп с телятиной, щи со свининой. Каждому понятно, что телятина – это мясо теленка, свинина – мясо свиньи. А вот почему говядина? Какое мясо? Оказывается, раньше было слово говядо. Им называли крупный рогатый скот: коров, быков, волов. Или старое слово рех. Оно означало –дыра, отверстие. Теперь мы говорим прореха, решетка, решето. А старое слово лоп означало широкий лист. От него образовались – лопух, лопата, лопоухий. Старые корни слов мы можем обнаружить и в других наших словах. Мы говорим, например, суп с телятиной, щи со свининой. Каждому понятно, что телятина – это мясо теленка, свинина – мясо свиньи. А вот почему говядина? Какое мясо? Оказывается, раньше было слово говядо. Им называли крупный рогатый скот: коров, быков, волов. Или старое слово рех. Оно означало –дыра, отверстие. Теперь мы говорим прореха, решетка, решето. А старое слово лоп означало широкий лист. От него образовались – лопух, лопата, лопоухий.

Вывод: Вывод: Для себя я сделал выводы, что архаизмы могут быть использованы автором для придания повествованию приподнятости, торжественности. Устаревшими слова оказываются потому, что ушли из жизни предметы, которые этими словами назывались. Но есть и такие слова, которые устарели, а предметы, называемые ими, остались. Для себя я сделал выводы, что архаизмы могут быть использованы автором для придания повествованию приподнятости, торжественности. Устаревшими слова оказываются потому, что ушли из жизни предметы, которые этими словами назывались. Но есть и такие слова, которые устарели, а предметы, называемые ими, остались.

Владимир Иванович Даль создал настоящую сокровищницу меткого народного слова. О своем словаре он в шутку говорил: «толковый», не от того назван словарь, что мог получиться бестолковым, а от того, что он растолковывает.

Литература: Колесов В.В. История русского языка в рассказах. – М г. Колесов В.В. История русского языка в рассказах. – М г. Скворцов П.И. Друзьям русского языка. – М., 1982 г. Скворцов П.И. Друзьям русского языка. – М., 1982 г. Попов М.В. Занимательная орфография. Попов М.В. Занимательная орфография. Шаинский Н.М. в мире слов. – М., 1985 г. Шаинский Н.М. в мире слов. – М., 1985 г. Лопатин В.В. Рождение слова. – М., 1993 г. Лопатин В.В. Рождение слова. – М., 1993 г.