«Онегинская строфа» (По роману в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин») Сост: Кедрова Сост: Кедрова Ирина Вячеславовна. Ирина Вячеславовна. Лицей 6 гДубны,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Онегинская строфа» (По роману в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин»)
Advertisements

Прими, мой друг, «собранье пестрых глав» Круглова И. А.
Презентация к уроку по литературе (6 класс) по теме: Презентация "Двусложные размеры стиха"
1 3 Поэт обращается к четырехстопному ямбу, своему любимому размеру. Но как быть с группировкой стихов? Конечно же, обычная четырехстрочная строфа – катрен.
Южная ссылка Николай Николаевич Раевский Софья Александровна Раевская.
Нормы стихосложения Презентация по дисциплине Введение в литературоведение
Маркова Т.Д. учитель русского языка и литературы.
МОУ»Средняя общеобразовательная школа 87» Автор – составитель : учитель русского языка и литературы Логачева О.А. Новокузнецк, 2008.
А.С.Пушкин. «Онегинская строфа» 9 класс МОУ «Раздольненская ООШ» Учитель русского языка и литературы Учитель русского языка и литературы Жук Ираида Федоровна.
А.С.Пушкин Евгений Онегин Роман в стихах Роман в стихах.
Созвучие в окончании двух или нескольких слов. Виды рифм ПАРНАЯ сааб КОЛЬЦЕВАЯ абба ПЕРЕКРЕСТНАЯ баб.
Индивидуально-дифференцированный подход в обучении русскому языку и литературе Балакина Наталья Михайловна, учитель русского языка и литературы МБОУ «ООШ.
А. С. Пушкин. Лирика любви Любви все возрасты покорны…. Любви все возрасты покорны…. А.С.Пушкин А.С.Пушкин.
Евгений Онегин – главный герой романа. Онегин, добрый мой приятель, Родился на брегах Невы, Где, может быть, родились вы Или блистали, мой читатель...
Понятие рифмы Учитель русского языка и литературы Терлеева Елена Александровна МОУ Троицкая СОШ Чеховского района Московской области.
Сонова Рита Мухабовна Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ с.п. Псычох Баксанского района.
Понятие рифмы. Буря мглою небо кроет, Стопа стихотворный Метр размер Вихри снежные крутя… Понятие стопы, метра и стихотворного размера.
Анализ стихотворения Автор презентации: Логачева О.А., учитель русского языка и литературы Анализ стихотворения Автор презентации: Логачева О.А., учитель.
МОУ»Средняя общеобразовательная школа 87» Изучаем лирическое произведение Автор – составитель : учитель русского языка и литературы Логачева О.А. Новокузнецк.
Формула суммы п - первых членов арифметической прогрессии.
Транксрипт:

«Онегинская строфа» (По роману в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин») Сост: Кедрова Сост: Кедрова Ирина Вячеславовна. Ирина Вячеславовна. Лицей 6 гДубны, Московской обасти

Онегинская строфа – созданная А.С.Пушкиным твердая стихотворная форма из 14 стихов с особой системой рифмовки (АбАб ВВгг ДееД жж). Онегинская строфа – созданная А.С.Пушкиным твердая стихотворная форма из 14 стихов с особой системой рифмовки (АбАб ВВгг ДееД жж). (3 катрена с перекрестной, парной, кольцевой рифмовкой и завершающий дистих: обозначение темы, ее дальнейшее развитие, кульминация, концовка). (3 катрена с перекрестной, парной, кольцевой рифмовкой и завершающий дистих: обозначение темы, ее дальнейшее развитие, кульминация, концовка).

Обратим внимание! «Онегинской строфой» написан весь пушкинский роман, кроме писем Татьяны и Онегина,«Песни девушек» «Онегинской строфой» написан весь пушкинский роман, кроме писем Татьяны и Онегина,«Песни девушек»

Итак, формула «Онегинской строфы»: Итак, формула «Онегинской строфы»: АбАбВВггДееДжж АбАбВВггДееДжж АбАб – рифма перекрестная АбАб – рифма перекрестная ВВ – парная или смежная ВВ – парная или смежная гг - « - гг - « - ДееД – кольцевая или опоясывающая ДееД – кольцевая или опоясывающая жж - парная (смежная) жж - парная (смежная)

Обратили ли вы внимание на то, что Обратили ли вы внимание на то, что мы используем в качестве символов мы используем в качестве символов разные буквы (ДееД, ВВгг ) ? разные буквы (ДееД, ВВгг ) ?

Рифмы бывают: Мужские – с ударением на последнем слоге - мо- ло- дОй – рифма «а» Мужские – с ударением на последнем слоге - мо- ло- дОй – рифма «а» Женские – с ударением на предпоследнем слоге – мо- ло- дА- я – «А» Женские – с ударением на предпоследнем слоге – мо- ло- дА- я – «А» Дактилические – с ударением на 3 от конца слоге – мо- лО- день- кий «А» Дактилические – с ударением на 3 от конца слоге – мо- лО- день- кий «А» Гипердактилические – на 4 и последующих от конца слогах – Гипердактилические – на 4 и последующих от конца слогах – мо-ло-дЕ-ю-ща-я – «А » мо-ло-дЕ-ю-ща-я – «А »

Я помню море пред грозОю: Как я завидовал волнАм, Бегущим бурной чередОю С любовью лечь к ее ногАм! Как я желал тогда с волнАми Коснуться милых ног устАми! Нет, никогда, средь пылких днЕй Кипящей младостью моЕй Я не желал таким мучЕньям Лобзать уста младых АрмИд, Иль розы пламенных ланИт, Иль перси, полные томлЕньем; Нет, никогда порыв страстЕй, Так не терзал души моЕй Я помню море пред грозОю: Как я завидовал волнАм, Бегущим бурной чередОю С любовью лечь к ее ногАм! Как я желал тогда с волнАми Коснуться милых ног устАми! Нет, никогда, средь пылких днЕй Кипящей младостью моЕй Я не желал таким мучЕньям Лобзать уста младых АрмИд, Иль розы пламенных ланИт, Иль перси, полные томлЕньем; Нет, никогда порыв страстЕй, Так не терзал души моЕй

Я помню море пред грозОю: А Как я завидовал волнАм, б Бегущим бурной чередОю А С любовью лечь к ее ногАм! б Как я желал тогда с волнАми В Коснуться милых ног устАми! В Нет, никогда, средь пылких днЕй г Кипящей младостью моЕй г Я не желал таким мучЕньям Д Лобзать уста младых АрмИд, е Иль розы пламенных ланИт, е Иль перси, полные томлЕньем; Д Нет, никогда порыв страстЕй, ж Так не терзал души моЕй!" ж Я помню море пред грозОю: А Как я завидовал волнАм, б Бегущим бурной чередОю А С любовью лечь к ее ногАм! б Как я желал тогда с волнАми В Коснуться милых ног устАми! В Нет, никогда, средь пылких днЕй г Кипящей младостью моЕй г Я не желал таким мучЕньям Д Лобзать уста младых АрмИд, е Иль розы пламенных ланИт, е Иль перси, полные томлЕньем; Д Нет, никогда порыв страстЕй, ж Так не терзал души моЕй!" ж АбАбВВггДееДжж АбАбВВггДееДжж

Попробуйте самостоятельно вывести формулу «Онегинской строфы» (возьмите наугад любую строфу романа в стихах) Попробуйте самостоятельно вывести формулу «Онегинской строфы» (возьмите наугад любую строфу романа в стихах) Памятка: Памятка: 1. Расставьте ударения в каждом стихе. 1. Расставьте ударения в каждом стихе. 2. Рифма мужская или женская? 2. Рифма мужская или женская? 3. Определяем вид (смежная, перекрестная, парная). 3. Определяем вид (смежная, перекрестная, парная).

Стопа – сочетание ударного и безударного (-ых) слогов 4. Чертим схему стиха : 4. Чертим схему стиха : ударный слог обозначаем ударный слог обозначаем безударный - безударный -

Определите стихотворный размер: Определите стихотворный размер: Вспомним двусложные размеры : Хорей – стопа с ударением на 1 слоге Хорей – стопа с ударением на 1 слоге - бУ-ря мглО- ю нЕ- бо крО-ет - бУ-ря мглО- ю нЕ- бо крО-ет Ямб – стопа с ударением на 2 слоге – мо-рОз - И- сОл-нце … Вспомните, пожалуйста, какие трехсложные сихотворные размеры вы знаете? (дактиль, амфибрахий, анапест) (дактиль, амфибрахий, анапест) Подсказка: Подсказка:

Служив отлично – благородно, Долгами жил его отец, Давал три бала ежегодно И промотался наконец. Судьба Евгения хранила: Сперва Madam за ним ходила, Потом Monsieur ее сменил. Ребенок был резов, но мил. Monsieur lAbbe, француз убогой, Чтоб не измучилось дитя, Учил его всему шутя, Не докучал моралью строгой, Слегка за шалости бранил И в Летний сад гулять водил. Служив отлично – благородно, Долгами жил его отец, Давал три бала ежегодно И промотался наконец. Судьба Евгения хранила: Сперва Madam за ним ходила, Потом Monsieur ее сменил. Ребенок был резов, но мил. Monsieur lAbbe, француз убогой, Чтоб не измучилось дитя, Учил его всему шутя, Не докучал моралью строгой, Слегка за шалости бранил И в Летний сад гулять водил.

Нужна помощь

Проверим: АбАбВВггДееДжж АбАбВВггДееДжж

Молодцы! Спасибо за работу!

«Тамбовская казначейша» М.Ю.Лермонтова - использование пушкинской находки. «Тамбовская казначейша» М.Ю.Лермонтова - использование пушкинской находки. (пожалуйста, проверьте) (пожалуйста, проверьте)