В ноябре 1966-го, люди вновь штурмовали киоски, мгновенно разбирая не имевшей до этого никакого спроса (в отличие, скажем, от «Нового мира») журнал «Москва» в тонкой голубоватой обложке. Там печатался роман Михаила Булгакова с таинственным названием – «Мастер и Маргарита».... Да, сегодня это трудно себе, представить, но Булгакова тогда мало кто – в масштабах огромной страны – знал. Правда, «Дни Турбиных» с 1954 года вновь, после перерыва в тринадцать лет, появились на московской сцене – но уже не во МХАТе, а в театре Станиславского.
термин традиционной стилистики, обозначающий соединение двух и более сочиненных предложений (или частей их) путем строгого соответствия их структуры грамматической и семантической это модель пространственно- временных отношений в произведении, обусловленная картиной мира, которую стремится создать автор, и законами того жанра, в рамках которого он выполняет свою задачу. одна из форм бытия и мышления. В различных системах знания существуют разнообразные представления о времени: научно- философское, научно- физическое, теологическое, бытовое и др.
Вид Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. Акварель XIX в" Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь. Ново - Иерусалимский монастырь будет восстановлен в запланированные сроки
Стена Горнего Иерусалима высотой "во сто сорок четыре локтя, мерою человеческою, какова мера и Ангела" (Откр.21:12-13,17). Построить в Москве стены высотой в 144 локтя не могли. Но Спасскую башню Кремля возвели высотой именно в 144 локтя. Патриарх Никон, созидая Русскую Палестину, опирался на свято- отеческое учение о Святой Земле как о благодатном наследии, оставленном Господом человечеству.
Роман противоречил и противостоял всей окружающей подцензурной - литературе: до этого скажем, и представить ставить себе было нельзя, чтобы одним из главных персонажей у советского (т.е. жившего и писавшего в Советском Союзе) автора был Дьявол!
Роман в романе Переплетение 2-х пластов времени Библейский, 1 век н. э. Современность Булгакова ( 30-е годы 20 в.)
Заглавный герой романа Мастер, пишущий роман о Пилате и Иешуа, который так и не смог опубликовать свой роман, невольно ассоциировался с самим автором. Получалось, что писатель с такой необычной судьбой возник перед читателями как бы одновременно со своими необычными героями – и был в какой-то мере к ним приравнен. Роман был воспринят – особенно юными читателями – как свидетельство, как некая правда. Удивительный автор глядел на нас в упор между строк своего, текста. А между тем биография его была почти неизвестна. И тогда побежали по Москве завороженные романом люди в поисках следов жизни автора и его героев...
-... Ежели Бога нет, то, спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле?
Действие и исторических, и современных событий приходится именно на Страстную неделю. Воланд со свитой появляется в среду, а в ночь на Святое Воскресенье, на Пасху, отбывает из Москвы. События же "ершалаимских глав", как уже говорилось, укладываются в пятницу на Страстной неделе.
« Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город… Пропал Ершалаим - великий город, как будто не существовал на свете» «Эта тьма, пришедшая с запада, накрыла громадный город. Исчезли мосты, дворцы. Всё пропало, как будто этого никогда не было на свете» Сходность описания 2-х городов, разделённых тысячами километров и почти 2000 лет
«Вечные символы», силы природы: солнце, луна, гроза, туча, молния -присутствуют при описании как Ершалаима в день казни Иешуа, так и Москвы в последний день пребывания в ней Воланда и Мастера. -Причём хронологически одинаково и в Ершалаиме, и в Москве они сменяют друг друга: утреннее солнце, послеобеденные тучи, предвечерняя молния, гроза. Это не может быть случайностью. Множество подобных параллелей связывают Ершалаим 30-х г. I века нашей эры и Москву 30-х г. XX века.
Москва 30-х годов XX века Ершалаим 30-х годов 1-го века Евангелие «Ершалаимские» главы романа «Мастер и Маргарита» Параллелизм «ершалаимских» и «московских» глав: Во времени (Страстная неделя) В описании пространства (Ершалаим – Москва) В проявлении «вечных символов» природы Взаимосвязь «ершалаимских» и «московских» глав романа:
Древний ершалаимский мир Мир Воланда (связка) Современный московский мир Функция героя Пилат Воланд Пр. Стравинский тиран Афраний Коровьев- Фагот Врач Федор Васильевич 1-ый помощник Марк Крысобой Азазелло Арчибальд Арчибальдович исполнители наказания БангаБегемотТузбубен животные Низа (агент Афрания) ГеллаНаташа служанки Три сюжетные линии – три мира – триады героев
Сеанс в Варьете.
Булгаков писал «Мастера и Маргариту» как исторически и психологически достоверную книгу о своем времени, его пороках, его людях, и поэтому роман стал уникальным для той примечательной эпохи. В романе царят свобода творческой фантазии и одновременно строгость композиции.