Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Челночок» города Балашова Саратовской области» Проект : « Здоровый дошкольник- здоровое будущее». Авторы Учитель-логопед Горелова А.А. Воспитатели Бадикова Т.А. Займалина Т.М г Балашов
Творческое название «Дружные пальчики» «Рука является вышедшим наружу головным мозгом» И. Кант
Развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте является одной из важнейших задач. В наше время доказано, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи. «Рука это инструмент всех инструментов», сказал еще Аристотель. «Рука - это своего рода внешний мозг», писал Кант. Родителей и педагогов всегда волновал вопрос как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? Как подготовить его к школе? Одним из аспектов этой проблемы является развитие мелкой моторики и координации тонких движений рук. Обучая детей и родителей, авторы доносят до них важность того, что речевые пальчиковые игры стимулируют развитие речи, способствуют гармоничному развитию полушарий головного мозга, что укрепляет здоровье детей, развивают фантазию детей, помогают проявлять их творческие способности и приносят ощущение радости взаимопонимания. Авторы данного проекта выделяют и воспитательное значение речевых пальчиковых игр, делают заключение, что именно ассоциация звука и смысла слов с собственным телом ребенка наилучшим образом подходит для стиля обучения детей.
О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется.
Сохранение и укрепление здоровья детей посредством развития мелкой моторики рук в продуктивной деятельности дошкольника. Цель
Гипотеза Упражнения для развития мелкой моторики Практическая деятельность Настольные, развивающие игры Конструирование Мелкая моторика Пальчиковая гимнастика Рисование Аппликаци я Лепка Если у ребёнка с раннего детства развивать мелкую моторику, то у него развиваются память, внимание, речь, активнее мыслительные процессы, выше способности, он будет хорошо выполнять самую тонкую работу, а рука его будет готова к письму
Задачи проекта: 1.Спланировать работу с детьми по развитию мелкой моторики рук. 2.Разучить с детьми пальчиковые игры и кинезиологические упражнения, способствующие развитию межполушарного взаимодействия головного мозга с целью развития психических функций. 3.Подобрать для развития мелкой моторики рук пальчиковые игры, упражнения, практические задания, настольные игры и подготовить дидактический материал. 4.Дать детям возможность приобретения практических умений и навыков. 5.Развивать фантазию, речь, мышление, ориентировку в пространстве, память, внимание и усидчивость детей. 6.Познакомить и привлечь родителей к работе и совместной деятельности по данной теме. 7.Познакомить детей с нетрадиционными методами изобразительной продуктивной деятельности.
Длительность проекта: сентябрь 2011 – май 2012 Участники проекта: учитель – логопед, родители, воспитатели, дети
Подготовительный этап Изучение методической литературы по данной теме: Т.А.Ткаченко «Речь и моторика» Москва «Эксмо» 2007, М.С. Рузина «Пальчиковой игротренинг» Екатеринбург «У – Фактория» 2004, Крупенчук О.И. «Уроки логопеда. Пальчиковые игры.»Литера Проведение диагностики сформированности мелкой моторики рук. Проведение анкетирования родителей с целью выявления их значений о важности развития мелкой моторики рук. Подготовка наглядного материала: слайдов для мультимедийного демонстрирования письменных консультаций для стенда информации современных, многофункциональных игр для развития мелкой моторики рук.
Основной этап: Составление перспективного плана проведения с детьми логопедической группы игр по развитию мелкой моторики рук с речевым сопровождением. Работа с родителями: проведение консультаций, мастер – классов, семинаров – практикумов. Проведение ( совместно с родителями ) выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей. Обучение родителей проведению речевых пальчиковых игр с ребенком. Включение речевых пальчиковых игр в конспекты занятий. Использование речевых пальчиковых игр в физминутках между занятиями. Изготовление дидактического пособия по развитию мелкой моторики рук «Дуб».
Заключительный Диагностика развития мелкой моторики рук, развития речи, готовности руки к письму в конце учебного года Проведение выставки детских работ. Постановка новой проблемы: «Детский игровой самомассаж»
План выполнения проекта Виды деятельностиЦели и задачи 1Изучение тематики, формулировка проблемы Стимулировать речевое развитие, психические процессы через тренинги движения пальцев рук детей логопедической группы. 2Диагностика сформированности мелкой моторики рук детей в начале проекта. Выявить отклонения в развитии тонких движений пальцев рук детей и построить индивидуальную траекторию работы с каждым ребенком. 3Изучение родителями методической литературы: Е.И.Чернова, Е.Ю.Тимофеева «Пальчиковые шаги» Санкт-Петербург Корона-Век 2007, Л.Г.Брозаускас «Развиваем пальчики» Санкт-Петербург Издательский дом Литера 2008 Приобщить родителей к чтению и приобретению специальной литературы и тем самым убедиться в эффективности ее применения.
4Составление перспективного плана проведения речевых пальчиковых игр для педагогов и родителей логопедической группы. Систематизировать использование речевых пальчиковых игр в работе с детьми-логопатами, направленное на поиск креативных путей повышения качества коррекционной работы на уровне современных дошкольных требований. 5Включение учителем-логопедом речевых пальчиковых игр в конспекты разных видов занятий, физминутки в свободной деятельности детей. Способствовать снятию напряжения рук и губ, снятию умственной усталости, а также дать ощутить детям радость телесного контакта. 6Родительское собрание на тему: « Развитие мелкой моторики рук». Рассказать родителям о значении развития мелкой моторики рук, ответить на все интересующие их вопросы.
7Мастер –класс для родителей: « Пальчиковый игротренинг». Обучить родителей правильному проведению дома речевых пальчиковых игр. 8Семинар-практикум для родителей на тему: « Влияние кинезиологических упражнений на развитие речи и здоровье дошкольника. Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, сделав единомышленниками их в осуществлении данного проекта. 9Письменные консультации на стенде информации: «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?», «Как проводить с ребенком речевые пальчиковые игры». Пополнить педагогические знания родителей, помочь им стать более информированными.
10Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей. Акцентировать внимание родителей на значимости их помощи. Отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми речевыми пальчиковыми играми. 11Повторная диагностика в конце учебного года. Определить эффективность проводимой работы в развитии тонких движений пальцев рук, подготовки руки к письму, в формировании речевого развития детей. 12Анализ проделанной работы по проекту с родителями. Совместно с родителями выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки Проведение выставки детских работ Постановка новой проблемы: « Детский игровой самомассаж». Акцентировать внимание детей на значимость их работ, отметить их успехи. Разработать план работы по развитию мелких движений пальцев рук-игрового самомассажа.
Диагностика сформированности мелкой моторики рук детей в начале проекта.
Изучение родителями методической литературы: Е.И.Чернова, Е.Ю.Тимофеева «Пальчиковые шаги» Санкт-Петербург Корона-Век 2007, Л.Г.Брозаускас «Развиваем пальчики» Санкт-Петербург Издательский дом Литера 2008
Составление перспективного плана проведения речевых пальчиковых игр для педагогов и родителей логопедической группы.
Мастер-класс для родителей: «Пальчиковый игротренинг».
Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей.
Включение учителем-логопедом, воспитателями речевых пальчиковых игр в конспекты разных видов занятий, физминутки в свободной деятельности детей.
Справочное бюро для родителей. Консультации на тему: «Развиваем мелкую моторику», «Поиграем с грецким орехом» и др.
Кинезиологические упражнения. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка, тем значительнее эти изменения. Данные методики позволяют выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга. В своей работе применяем такие упражнения как "Колечко", "Кулак-ребро-кулак", "Ухо-нос" и т.д.
Дидактическое пособие «Дуб» Для развития мелкой моторики нами изготовлено дидактическое пособие. Картина «Дуб» имеет многоцелевое значение: при выполнении задания «Сложи картинку» ребёнок развивает не только мелкую моторику, он изучает приметы времени года, у ребёнка развивается пространственное воображение.
Настольные и развивающие игры Разнообразие настольных игр дают возможность детям выбрать игру по желанию: мозаика, пазлы, конструктор «Лего»,,геометрическое лото, книжки-раскраски, «Бусы» и другие. Настольные игры развивают логическое мышление, пространственное воображение ребёнка, творческие способности, фантазию, внимание, усидчивость.
Упражнения для развития мелкой моторики
Дети развивают практические навыки и умения: застёгивать, завязывать, шнуровать.
Нетрадиционные методы изобразительной деятельности Изобразительная деятельность влияет на эстетическое воспитание, развивается мелкая моторика, творческие способности. Разнообразны нетрадиционные техники ИЗО: рисование пальчиками, ладошкой, оттиск смятой бумаги, печатками, губкой, рисование воском, ниткой, обрывание, скатывание бумаги.
Повторная диагностика в конце учебного года.
Проведение выставки детских работ
Результативность По результатам диагностики прослеживается повышение уровня развития мелкой моторики рук посредством пальчиковых игр, кинезиологических упражнений, нетрадиционных методов изобразительной продуктивной деятельности. Совершенствовались все психические и умственные процессы детей. Родители стали активными участниками в работе по данной теме и получили ЗУН, которые практикуют в совместной деятельности с детьми.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТА Проект является эффективным, малозатратным. Опыт может быть использован в общеразвивающих группах для профилактики речевых нарушений.