Развитие логического мышления на уроках русского языка Учитель МОУ « СШ 3» Воронкова Е. В.
ГИМНАСТИКА ДЛЯ УМА это упражнения для ума тренировка ума решение логических задач, головоломок разгадывание загадок, шарад, ребусов умение рассуждать, спорить, доказывать.
ЦЕЛЬ : развитие интереса к урокам русского языка.
Направления 1. Зачем нужны звуки языка ? 2. Что такое слово ? 3. Как делаются слова ? 4. Как работает слово ?
1. Зачем нужны звуки языка ? Цель : Знакомство с фонетикой, которая учит законам звучащей речи, с фонетическими средствами языка ; звуками, ударением, интонацией. лён - цифра лей - название дерева Ток - домашнее животное квартал, гусеница, хлопок, пироги
2. Что такое слово ? Цель : Знакомство ролью отдельного слова в русском языке. смотреть - « направлять взгляд, чтобы увидеть » Видеть - замечать Шарады, метаграммы, анаграммы
Шарады Нота - мой первый слог, Поставь с ней рядом предлог И, разгадав загадку до конца, Получишь выражение лица.
Метаграммы С К в полях меня найдете С Г романсы запоете С В в косички заплетете.
Я в пруду живу, жирею, Переставьте буквы - вмиг Превращусь я и в аллеи, И в лужайки, и в цветник. Анаграммы
3. Как делаются слова ? Путем соединения двух слов Слово делится на части, Ах, какое это счастье ! Может каждый грамотей Делать слово из частей ! Солнцепек новолунье
Прав ли мальчик ? Летят перелетные птицы Ушедшее лето искать Летят они в жаркие страны, А я не хочу улетать.
4. Как работает слово ? Цель : Обучение правильному употреблению тех или иных слов в речи. ОДЕТЬ – НАДЕТЬ МАМА ПЕСНЮ НАПЕВАЛА, ОДЕВАЛА ДОЧКУ … ОДЕВАЛА - НАДЕВАЛА БЕЛУЮ СОРОЧКУ. МАМА ПЕСЕНКУ ДОПЕЛА, МАМА ДЕВОЧКУ ОДЕЛА.
Дети пишут : Вдали показалась стая уток и зайцев. Тяжелая рука легла на плечо и сказала Он стоял и лязгал глазами
ВЫВОД : Тренируя ум, человек : становится наблюдательным, сообразительным, остроумным, приобретает многие полезные качества, которые составляют культуру мышления или умственную культуру