Предмет: историко-бытовой танец. Преподаватель: Трубач А.М. Концертмейстер: Боголь Е.В. Дата проведения: г. Тема: «Развитие художественного мастерства исполнения движений в характере и манере танцев XVI-XIX вв..» Ф.И.учащегося, класс: учащиеся 7 класса отделения хореографии. Тип урока: комбинированный Форма проведения: групповая.
Цель урока: Совершенствовать художественное мастерство исполнения основных элементов композиций танцев XVI-XIX вв.. Задачи: 1. Обучать манере исполнения поклонов и реверансов. 2. Развивать артистичность и выразительность исполнения движений. 3. Воспитывать эмоционально-осознанное восприятие исполняемых комбинаций в стиле и манере танцев XVI-XIX вв..
Ход урока 1. Поклон – в стиле XVI в. (танец «Павана»)
2. Разминка: pas-eleve – продвижение вперед и назад с подъемом на п/п (полупальцы)
3. Формы pas-chosse (скользящий шаг): I – форма pas-chosse (а и б) II- форма pas-chosse (а и б) III- форма pas-chosse (а и б) IV-форма pas-chosse (а и б)
4. Основные шаги: т. Полонез т. Менуэт т. Павана т. Крестьянский бранль
5. Основные движения: т. Полонез (основной ход по кругу, положение рук в паре, на платье) т. Менуэт (основной ход Pas-menu, позы, положение рук, работа головы) т. Павана (основные шаги, положение рук, работа головы) т.Крестьянский бранль (основной ход, положение в паре, работа рук)
6. Соединение проученных движений в комбинации. 7. Поклоны и реверансы для дам и кавалеров. т. Полонез т. Менуэт т. Павана т. Крестьянский бранль
8.Знакомство с историей происхождения танца и его рисунком. Менуэт - музыкальный размер ¾. Среди огромного списка танцев, которые исполнялись на придворных балах, ведущее место принадлежит менуэту. Менуэт - один из самых популярных танцев XVI-XVII веков. Он возник из французского крестьянского бранля. Родиной его считается Бретань. В первой половине XVIII века главенствуют парные танцы: гавот и менуэт. Как и многие другие танцы, возникшие в народе, менуэт в своей первоначальной форме был связан с песнями и бытовым укладом данной местности. Исполнение менуэта отличалось изяществом и грацией, что немало способствовало его быстрому распространению и популярности в придворном обществе. В XIVвеке - характер менуэта изящный, грациозный.
Бранль - французский народный танец. Родился в эпоху раннего средневековья. Свое название получил от французского слова Branler, что означает – двигаться, шевелиться, колебаться. Основу бранля составляет круг. Их разновидностей очень много, в них исполнители воспроизводили движения трудовых процессов. Характерен в этом отношении бранль прачек, в котором движения и удары напоминают работу с вальком. Бранль – хороводный танец. Первоначально бранль исполнялся под пение танцующих. Мелодия и текст песен определяли характер танца. Танцевали бранль также под аккомпанемент волынки. Бранль - музыкальные размеры 2/4, 3/4.
Полонез – танец истинно рыцарский, танец, в котором каждый жест кавалера подчеркивал его преклонение перед прекрасной дамой. Это было своеобразное объяснение в любви, но объяснение не страстное, а сдержанное, исполненное большого внутреннего достоинства и такта. В основе полонеза – ритмический изящный и легкий шаг, который «сопровождался неглубоким и плавным приседанием на третьей четверти каждого такта. В танец входили также реверансы и поклоны. В полонезе нет сложных хореографических украшений, замысловатых движений и поз. Но вместе с тем ни один танец не требует такой строгой осанки, горделивости и собранности, как полонез» (3,4). Исключительной отточенностью движений отличался кавалер первой пары, примеру которого следовали все остальные. Хозяин дома открывал бал не с самой молодой или самой красивой, но с самой почтенной дамой. Вслед за ними начинали движение, вступали в танец лучшие из представителей собравшегося общества, поступь и осанка которых вызывали восхищение всех приглашенных.
Павана - это медленный и плавный танец, мужчины танцевали, не снимая накидок и шпаг. Павана (pavana (испанский и итальянский) - от латинского Pavo - павлин) - танец, распространённый в 16 веке в Европе. По одной из версий павана, или (padovana - ит.) появился в г. Падуя; по другой танец испанского происхождения наименование которого связано с торжественным и горделивым характером танца. В начале 16 века павана стала одним из самых популярных придворных танцев. Для павана характерны чёткость строения, нередко квадратность метроритмической структуры, преимущественно аккордовое изложение, иногда расцвеченное пассажами. Музыкальный размер - 4/4; 4/2, темп медленный. Со второй половины 16 в. до конца 17в. павана существовала, как самостоятельная инструментальная пьеса. Нередко объединялась в сюитное последование с быстрыми тремядольными танцами - гальярдой, сальтарелло, пивой, что сыграло важную роль в процессе формирования сюитного вариационного цикла в европейской музыке. Инструментальная павана достигла расцвета в творчестве английских верджинелистов.
9. Проучивание композиций танцев: т. Полонез (линия, круг, прочес, соло дам, соло кавалеров) т. Менуэт (приглашение, продвижение по линии вперед, поклоны) т. Павана (поклоны, основной ход вперед, показ дам, реверанс королю, прочес и т.д.) т. Крестьянский бранль (рисунок, поклоны, положение рук и т.д.) 10. Поклон – в стиле менуэта XVIII в.
Музыкальный материал используемый на уроке: 1.В. Галилей. Павана 2. Н. Кузнецов. Полька Л.Минеев. Полька 2.Л.Минеев. Полька 3. Аранжировка Л.Минеева. Тирольская полька 4. Аранжировка Л. Минеева. Австрийская полька М. Глинка. Полонез из оперы «Жизнь за царя» 2.Л.Боккерини. Менуэт 3.М. Равель. Павана из балета «Сон Флорины» 4.Обработка Г. Рождественского. Крестьянский бранль М.Глинка. Полонез из оперы «Жизнь за царя» 2. В.А.Моцарт. Менуэт 3.М.Равель. Павана 4. Обработка Г.Рождественского. Крестьянский бранль А.Сарторио.Полонез 2.Г. Гендель. Менуэт 3. Ж.Люлли. Крестьянский бранль 4.Ж.Люлли. Павана А.Сарторио.Полонез 2. Л.Бетховен. Менуэт 3. М.Равель. Павана 4.Э.Паллер. Крестьянский бранль 10. И.Гайдн. Менуэт
Самоанализ урока. Урок по теме: «Развитие художественного мастерства исполнения движений в характере и манере танцев XVI-XIX вв..», состоит из 4 этапов, которые логически взаимосвязаны и подчинены поставленной цели. Урок выстроен методически грамотно, прошел в хорошем темпе с соблюдением временных рамок. Содержание урока соответствовало заявленной теме и уровню подготовки учащихся. Учащиеся активно работали на каждом этапе. Музыкальный материал способствовал развитию артистичности и выразительности исполнения движений и воспитанию эмоционально-осознанного восприятия исполняемых комбинаций в стиле и манере танцев XVI-XIX вв.. Разнообразие музыкального репертуара помогло раскрыть индивидуальные способности учащихся и создать творческую атмосферу на уроке. Подобранный репертуар соответствовал эпохе и стилю изучаемых танцев. Музыка, подобранная концертмейстером, строго подчиняется рисунку заданного педагогом танцевального материала. Разнообразие музыкального репертуара на уроке помогло создать эмоциональный настрой учащихся и творческую атмосферу. Цель урока достигнута. Этому способствовала правильная организация урока, активность и заинтересованность педагога и концертмейстера.