Творческий проект в образовании школьников.
Ребенок должен жить в мире творчества. Без этого – он засушенный цветок. В.А.Сухомлинский.
Историческая справка. Метод проектов возник во второй половине 19 века в сельскохозяйсвенных школах США. В1908 году впервые был употреблен термин «проект» в сельскохозяйственном обучении. Возникновение метода проектов часто связывают с Дальтон – планом. В начале 20 века метод проектов заинтересовал отечественных педагогов.
Русский педагог С.Т. Шацкий определил основные элементы метода проектов. Реальный опыт ребенка, который должен быть выявлен педагогом. Организованный опыт, полученный в результате деятельности ученика. Соприкосновение с накопленным человеческим опытом(готовые знания). Упражнения, дающие нужные ребенку навыки.
Этапы творческого проекта. Организационный. Конструкционный. Технологический. Презентационный.
Виды творческих проектов по содержанию. Монопредметные.(Основаны только на курсе «Технология». Межпредметные( Интегрируются смежная тематика нескольких предметов). Надпредметные. ( Вторая жизнь старых вещей).
Проект может быть: Итоговым (когда по его результатам судят, как ученик освоил учебный материал). Текущим( когда в качестве содержания проектной деятельности берется лишь часть учебного курса). Разнообразным по форме.
Разнообразны проекты и по времени выполнения: o Краткосрочные ( 2 – 6 часов). o Среднесрочные ( до 10 часов). o Долгосрочные ( требующие времени для сбора информации, разработки, поиска материала, изготовления, анализа и защиты).
В ходе выполнения проекта у ребят возникают следующие сложности: Намечать ведущие и текущие цели и задачи; Искать пути их решения; Осуществлять и аргументировать выбор; Действовать самостоятельно (без подсказки); Объективно оценивать процесс и результат проектирования.
Сравнительный анализ Традиционного обучения и проектного.
Процесс обучения. Цель. Традиционное обучение. Усвоение знаний, выработка умений и навыков, понимание учебного материала. Проектное обучение. Развитие активной творческой личности, способной самостоятельно приобретать новые знания и умения.
Процесс обучения. Содержание. Традиционное обучение. Программные знания. Проектное обучение. Освоение способов познания.
Мотивы. Традиционное обучение. Отметка. Приказание. Запрещение. Наказание. Соревнование. Проектное обучение. Радость творчества. Самосовершенствован ие. Уверенность в себе. Получение новых знаний и умений.
Методы. Традиционное обучение. Репродуктивные. Повторение. Упражнение. Заучивание. Действия по образцу. Инструктаж. Проектное обучение. Преобладание активных методов. Проблемная, эвристическая беседа. Диспут. Совместный поиск. Методы активизации творческого мышления.
Формы организации занятия. Традиционное обучение. Фронтальные: Рассказ. Лекция. Опрос. Вопросно – ответный диалог. Проектное обучение. Групповые и индивидуальны. Самостоятельная исследовательская работа. Дисскусия. «Мозговой штурм». Консультация.
Статус учителя. Традиционное обучение. Всевластный. Всезнающий. Непререкаемый начальник. Проектное обучение. Помощник. Советчик. Консультант. Старший друг.
Функции учителя. Традиционное обучение. Сообщение знаний. Демонстрация умений. Проверка и оценка качества их усвоения. Проектное обучение. Организация. Координация и активизация творческого процесса. Решение учащимися проблем. Познавательных и практических задач.
Функции учащихся. Традиционное обучение. o Усвоение знаний. o Приобретение и воспроизведение их по требованию учителя. Проектное обучение. o Освоение способов приобретения знаний. o Овладение умениями по мере необходимости. o Совершенствование себя и окружающего мира.
Результат. Традиционное обучение. Соответствие знаний и умений учащихся требованиям стандарта. Проектное обучение. Развитая творческая личность, способная самостоятельно приобретать знания и умения, применять их в новой ситуации.
Диагностика развития технического мышления. Тестовые задания предназначены для того, чтобы: Оценить техническое мышление человека. Умение читать чертежи. Разбираться в схемах технических устройств и их работе.
Уровни развития технического мышления. Низкий уровень; Умение учащихся читать простейшие чертежи. Средний уровень; Умение разбираться в схемах технических устройств. Высокий уровень; Умение разбираться в принципах работы технических устройств.
Тест. Какая машина тормозит в данный момент с жидкостью в бочке. Машина А. Машина В. Машина С.
Тест. Если верхнее колесо вращается в направлении, указанном стрелкой, то нижнее колесо вращается… В направлении А. В обоих направлениях. В направлении В.
Тест. Медленнее вращается… Ось А. Ось В. Ось С.
Творческий проект в образовании школьников. Выход