Обобщение и систематизация знаний по теме: «Глагол». Стилистическая роль глагола и его грамматических категорий в разных стилях речи.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Морфологический разбор глагола. Урок русского языка в 5 классе Учитель: Ташкинова Любовь Юльевна.
Advertisements

Повторение изученного по теме " Глагол " в 6- м классе.
Какие наклонения бывают у глаголов. Изъявительное наклонение Условное наклонение Повелительное наклонение Наклонения глагола.
Постоянные и непостоянные признаки глагола. « Глагол придает речи жизнь – присутствием своим животворит отдельные слова,»- писал Н. Греч.
Поэт, в плену возвышенных идей, Не игнорируй прозу средней школы; Чтобы «глаголом жечь сердца людей», Необходимо твёрдо знать глаголы.
РУССКИЙ ЯЗЫК. СВЕТСВЕТЛЫЙ ? РЫБАРЫБНЫЙ ? ВОЛНЫВОЛНИСТАЯ ? ???
Безличные глаголы Урок - исследование. Определение безличных глаголов, их роль в предложении. Безличными называются глаголы, обозначающие действие без.
Урок русского языка в 6 классе Подготовила Савченко Анна Сергеевна МОУ СОШ 45 г. Краснодара.
Глагол 10 класс. Постоянные признаки глагола ( группы ) Вид ( ехать – что делать? несов. вид, уехать – что сделать? сов. вид ) Спряжение (I или II) Переходность.
Общее грамматическое значение Морфологические признаки (постоянные, непостоянные) Синтаксическая роль Общее грамматическое значение Морфологические признаки.
Грамматическое значение предложения (предикативность). Как определить сказуемое.
Деепричастие – самостоятельная часть речи Выполнила группа 1.
Морфологический разбор глагола. (Русский язык, 7 класс). Муниципальное общеобразовательное учреждение общеобразовательная школа 5 Г. Светлый, 2009.
Морфологический разбор глагола Морфологический разбор глагола урок русского языка в шестом классе.
Употребление наклонений глагола Глаголы одного наклонения иногда употребляются в значении другого, например: НаклоненияПримеры 1. Изъявительное наклонение.
7 класс Выполнила: Гессель Т.И.. Самостоятельная часть речи Обозначает: Действие предмета Вопросы: Что делать? Что сделать? Неопределенная форма глагола.
Урок русского языка 10 класс. Глагол как часть речи Должны знать: -определение части речи -определение части речи -грамматические категории глагола -грамматические.
1. Безличные предложения и способы выражения сказуемого в них «V» – знал; «-» то, что узнал, не совпадает с тем, что знал; "+" – новая информация; "?"
Работу выполнила: Главицкая Нина ученица 6- «А» класса средней школы 5 Учитель Потапова Т.В.
Тема урока: глагол как часть речи(обобщение).. План урока l Организационный момент II. Чистописание III.Орфографическая разминка IV.Словарная работа V.
Транксрипт:

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Глагол». Стилистическая роль глагола и его грамматических категорий в разных стилях речи.

Задание: Сгруппируйте слова по любому признаку. Вертит…ся, изв…нился 2 бы, рас…читай, от…енил, Вертит…ся 2, изв…нился 2 бы, рас…читай, от…енил, сохн…т, (не) с…рдись 2, кле…л, засм..трюсь, ст…лился бы, …близился.

Наклонения Изъявительное условное повелительное (время) (форма гл. (просьба,приказ) прош. вр. и частица БЫ) Вертится извинился бы рассчитай Оттенил стелился бы не сердись Сохранит Клеил Засмотрюсь Сблизился

Изъявительное наклонение Настоящее будущее прошедшее суффикс –Л- (ЛИЦО и ЧИСЛО) (РОД и ЧИСЛО)

Вид Сов.вид Несов. вид (Что сделать?) (Что делать?) Рассчитает вертится Оттенил Сохранит не сердись Засмотрюсь клеил Сблизился Извинился бы стелился бы

Возвратные невозвратные -СЯ (-СЬ) Засмотрюсь рассчитает Сблизился оттенил Вертится сохранит Извинился бы клеил Не сердись Стеснялся бы

Как вы думаете, для чего нам необходимо знать формальные и смысловые признаки форм глагола? Задание: проанализируйте употребление глаглов в данных предложениях. Чуду-юду я и так победю. (Из пени В.Высотского). Врешь, убегешь, в хате развяжу. (Серафимович). У носорога всегда имелся запас жира на суровое время года в форме огромного нароста на загривке.

- Сделайте вывод о роли глагола в стилях речи, используя слова Аристотеля, А. Толстого. Движение и его выражение- глагол- являются основой языка, найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе. А. Толстой Те выражения представляют вещь наглядно, которые изображают ее в действии. Аристотель.

Развитие Экспрессия Движение Емкость Инфинитив- « чистое» действие

Николай Иванович Греч отмечал, что глагол «придает речи жизнь», «присутствием своим животворит отдельные слова». Найдите подтверждение словам Н.И.Греча, выполнив следующие задания. 1.Сравните сочетания слов. Брызжет вода, брызжут слезы, брызжет смех. 2.Оцените выразительные возможности глагола как части речи, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, определите синтаксическую роль глагола. Вся изба затр...слась затр...петала а к...четок в сенцах как крикн...т дурным голосом как взовьется да головой трах об стреху.

План 1.Стиль 2.Роль стиля 3.Количество глаголов. Их роль в тексте 4.Наклонение (роль). Время(роль). 5.Лицо и число (роль)

Научный стиль Изъявительное наклонение (реальность, прямое значение) Инфинитив Наст. вр. Прош. Вр. Буд. время Несов.вид (историч. (теоремы) (закономерности) сочинения) 1-е л., лен.ч. отвлеченность 2-е л.,

Официально-деловой наклонение Изъявит повелит. (инфинитивная форма) наградить Инфинитив Наст.вр. буд.вр. Устав Приказ Заявление Договор Акт Протокол Несов. вид сов. вид (утверждение, приказание) 3л., мн. ч Указание не лица и предметы

публицистический Повелит. НаклонениеПовелит. Наклонение (эмоции, воздействие)(эмоции, воздействие) Наст. вр.Наст. вр. Несов. вид. = офиц.-деловойНесов. вид. = офиц.-деловой Буд.вр.Буд.вр. Прош.вр. Жизнь в динамикеПрош.вр. Жизнь в динамике Сов.вид.Сов.вид. Все формы глагола-Все формы глагола- Выразительность речиВыразительность речи 1л., ед.ч. - воздействие1л., ед.ч. - воздействие

художественный Все формы глагола несов. вид – не выражает развитие событий во времени сов. вид – конкретность, движение от одного факта к другому.

Разговорный Усеченные формы глагола Все формы глагола Прыг, скок, тук.