Старший подростковый возраст и его особенности Родительское собрание 1 8 класс
Функции родителей передача ответственности и свободы действий ребенку по мере взросления и развития его самостоятельности; подготовка к новому периоду жизни семьи; определение функций семьи, распределение обязанностей и разделение ответственности между членами семьи; поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье; воспитание взрослеющих детей на достойных образцах, на собственном примере взрослого мужчины, любящего супруга, любящего, но знающего меру отца (взрослой женщины, жены и матери); понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как уникальной личности.
Функции подростка: положительное отношение к собственному полу и происходящим физиологическим изменениям; прояснение для себя роли мужчины и женщины; ощущение принадлежности к своему поколению; достижение эмоциональной независимости, отход от родителей; выбор профессии, стремление к материальной независимости; подготовка к дружбе со сверстником противоположного пола, браку и созданию семьи; постепенное формирование собственного мировоззрения.
Современная семья характеризуется следующими особенностями: в основе создания семьи - любовь как высшее человеческое чувство (однако проблематичным является сохранение его в браке); преимущественное преобладание гражданских светских браков (хотя в последние годы заметна тенденция увеличения браков, оформленных и церковью); равноправие мужчины и женщины в браке; защита всех прав членов семьи законодательно; свобода заключения и расторжения браков; тенденция демократизации семейно-брачных отношений; экономическая и нравственная раскрепощенность всех членов семьи; потребность в свободе и самостоятельности молодых семей; семьи в основном одно- двухдетные, многодетной в настоящее время считается семья с тремя детьми;
Семья - это определенный морально- психологический климат, это для ребенка, школа отношений с людьми. Именно в семье скла дываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости...
Специфика семейного воспитания Прежде всего эта специфика выражается в том, что по природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Изначально семья, как правило, зиждется на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотношений ее членов: проявление нежности, ласки, заботы, терпимости, великодушия, умения прощать, чувство долга... Эта гамма чувств благотворно влияет на развитие и воспитание ребенка: дает ему непреходящее ощущение счастья, надежности существования, чувство защищенности от внешних невзгод, а в лице родителей -авторитетных советчиков, помощников, защитников, старших друзей...
Специфика семейного воспитания Другой особенностью семейного воспитания является тот факт, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. А это значит различные ценностные ориентации, различные, критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения... Это разные, в чем-то схожие, в чем-то прямо противоположные, жизненные позиции. И несмотря на этот клубок противоречий, все члены семьи садятся за один обеденный стол, вместе отдыхают, ведут домашнее хозяйство, устраивают праздники, создают определенные семейные традиции, вступают в самые различные по характеру взаимоотношения...
Специфика семейного воспитания Еще одной особенностью семейного воспитания является то, что оно органично сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека: в семье ребенок включается во все жизненно важные виды деятельности - интеллектуально- познавательную, трудовую, общественную, ценностно-ориентированную, художественно- творческую, игровую, свободного общения.
Наиболее распространенными негативными факторами семейного воспитания неадекватное воздействие фактором материального порядка: избыток (либо недостаток) вещей, приоритет материального благополучия над реализацией духовных потребностей растущего человека, дисгармония материальных потребностей и возможностей их удовлетворения, избалованность авторитаризм либо «либерализм», безнаказанность и всепрощенчество безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье безграмотность в психолого-педагогическом отношении (отсутствие целенаправленности воспитания, беспринципность, противоречивость в применении методов воспитания, физические наказания, причинение детям тяжелых нравственных страданий) противоправное поведение взрослых
И учителя, и родители самым сложным считают старший подростковый возраст, потому что в этом возрасте дети очень самолюбивы, «выпячивают свое Я», они - как «оголенные провода», «сознательно делают не то, что думают». «Образ Я»-это то, что наиболее значимо для подростка, что, с его точки зрения, отличает от других, что дает ему почувствовать свою ценность. «Я такой, как все» или «Я не такой, как все» - многократно повторяющиеся сравнения такого рода являются механизмом, с помощью которого у подростка вырабатывается отношение к себе. Однако в идеале одновременно должен формироваться и принципиально другой способ самооценки - путем сравнения себя не с другими, а с самим собой: «Я вчера», «Я сегодня», «Я завтра», «Я, какой я сейчас», «Я, каким могу быть».
В сложном и длительном процессе развития самосознания, «образа Я» центральное место занимает становление самооценки. Особенности самооценки влияют на все стороны жизни человека: на эмоциональное самочувствие и отношения с окружающими, на развитие творческих способностей и удовлетворенность работой, учебой. Известно, например, что тот, кто не любит и не уважает себя, чаще всего не способен любить и уважать другого.
В подростковом возрасте самооценка неустойчива, то и дело колеблется от предельно высокого уровня до крайне низкого; подросток склонен считать себя либо гением, либо ничтожеством - третьего для него не существует, подросток должен быть в своих глазах очень умным, очень красивым, очень смелым, очень способным и т. п. А если он вынужден признать, что хоть что-нибудь у него не так, не на высшем уровне, то мнение о себе падает сразу и по всем пунктам.
В заключении… Подростковый возраст – не просто один из этапов жизни. Многие называют его возрастом «второго рождения личности».