Лингвопоэтический анализ текста. Лингвопоэтический анализ текста. Тема: «Языковые тайны чудотворца А.Пушкина». 1.Цели урока: - пробуждение духовных начал человека; - поэтапное формирование внутренней потребности обучающихся в развитие творческих возможностей; - свободное (раскрепощённое) владение родным языком: - выявление естественных связей русского языка и литературы; 2.Ситуации реализации интеграции: - ситуация возникновения процесса художественного мышления и речи; - эвристические ситуации; - ситуации критики и воплощения.
3.Форма реализации предлагаемой модели: - учебные знания на интегративной основе 4.Главный показатель уровня развития художественного мышления и речи: - образная речь, адекватная замыслу восприятие художественных текстов.
Словарь урока: лингвопоэтика. Словарь урока: лингвопоэтика. Лингва + поэтика = язык + выразительные средства языка, создающие языковые тайны. И нам их раскрыть.
Дело не в том, чтобы заставить читателя – читать, а в том, чтобы заставить его думать. Дело не в том, чтобы заставить читателя – читать, а в том, чтобы заставить его думать. Ш.Монтескье Глубокое понимание художественного текста предполагает знание «языковых кодов», которые «шифруют» мысль художника.
Встаёт заря во мгле холодной; На нивах шум работ умолк; С своей волчихою голодной Выходит на дорогу волк; Его почуя, конь дорожный Храпит – и путник осторожный Несётся в гору во весь дух А.Пушкин,1831г. - Давайте вместе прочитаем… - Какие чувства вызывают эти строки ? - Какие картины возникают в сознании? - Всмотритесь в синтаксис – он откроет секрет его выразительности и создать в воображении поэтические картины… - Какие слова и выражения остановили ваше внимание? - Какие зрительные образы рождают эти слова в вашем воображении?
Стихотворение (отрывок из «Евгения Онегина») написано в 1831г. - простота слога; - обращение к разговорно – бытовой лексике: дорога, дорожный, заря, мгла, нива, шум, чуять --- почуя; - общеславянская лексика: волк, конь, волчиха, путник Чуять Обратимся к Толковому словарю: Чуять – Попробуйте заменить слово «чуять» «чуя» словом «услыша»… Что изменилось? Почему?
Зима!... Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь; Его лошадка, снег почуя, Плетётся рысью как – нибудь; Бразды пушистые взрывая, Летит кибитка удалая А.Пушкин - Какие слова и выражения остановили ваше внимание? - Какие ощущения передают эти строки? - Какая строчка, на ваш взгляд, самая важная? - Какие образы – ассоциации рождают эти слова «крестьянин, обновляет, торжествуя, плетётся рысью, бразды, взрывая, кибитка удалая»?
Языковой синтез = слияние разговорно – бытовой лексики + высокой лексики: крестьянин, дровни, путь, лошадка, почуя ---- картины….; торжествуя, бразды, взрывая --- картины….; Теория трёх штилей: Высокий: понятные русским «высокие» (церковно – славянские) слова. Этим штилем надлежало писать героические поэмы, оды, торжественные речи. Средний: образовывали слова русского языка с добавлением некоторых церковнославянских слов. Низкий: составляли только русские, в том числе простонародные
ПОДУМАЙТЕ И ОТВЕТЬТЕ Каковы значения слов? Каким было значение слова анекдот во времена Пушкина? Но дней минувших анекдоты От Ромула до наших дней, Хранил он в памяти своей. («Евгений Онегин»)
Какие значения имеет слово погода в первом и втором предложениях? 1. Брожу над морем, жду погоды, 2. В тот год осенняя погода Стояла долго на дворе.
О каком времени суток идет речь в одном из лирических отступлений в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»? Люблю я дружеские враки И дружеский бокал вина Порою той, что названа Пора меж волка и собаки... («Евгений Онегин»)
Разрушение стилистических и языковых стереотипов и традиций. Пушкин становится реформатором литературного языка