ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Современная концепция культуры речи Педагог Бердникова Елена Антоновна Выполнила Бердникова Анастасия 10 кл.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проект урока на тему: «Экология языка – экология нравственности» Учитель МОУ СОШ 1 р.п.Тумботино Павловского района Нижегородской области Мисюрева Людмила.
Advertisements

«Что такое этикет?» Учебный проект выполнили ученики 9 «А» класса: Седова Кристина, Гасанов Габил, Шурыгин Андрей.
Министерство образования Российской Федерации Филиал КГПУ в г. Канске им. В.П.Астафьева Факультет информатики Канск-2006 Компоненты культуры речи РЕФЕРАТ.
КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ И РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ ПРОЕКТ. ПЛАН 1.ВСТУПЛЕНИЕ 2.ПРАВИЛА РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА РЕГУЛИРУЮТСЯ РЕЧЕВЫМ ЭТИКЕТОМ 3.ПРИЗНАКИ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА 4.ЭКСПЕРИМЕНТ.
Овладение нормами делового общения выступает в качестве непременного условия качественной подготовки специалистов самого различного профиля. В связи с.
» МОУ Васькинская основная общеобразовательная школа «Речевой этикет и культура речевого общения» Выполнил ученик 6 класса Романов Максим (классный руководитель.
Курс по выбору русский язык «Речевой этикет» 9 класс Позднякова Людмила Анатольевна.
Русский язык и культура речи Речевой этикет к. филол. н., доцент Гончарова Любовь Марковна.
Учитесь властвовать собою… А.С.Пушкин. «Евгений Онегин» В чем заключаются особенности национального русского речевого этикета ? Авторы: учащиеся 8Б Иванова.
Ключевые понятия Вербальная коммуникация. Вербальное воздействие. Факторы вербального речевого общения.
Презентация слушателя курсов учителя начальных классов Гимназии 16 г.о. Химки Чуриновой Елены Николаевны Тема: «Этические принципы речевого общения». 2011год.
Вербальная культура. Основные каналы общения Речевой (вербальный) Неречевой (невербальный)
1 способности и умения в организации общения; 2 психологические знания 3 свойства самой личности (характер, темперамент) 4 психические состояния, проявляющиеся.
( Правила ведения речи.). Цель: определить основные правила ведения речи, беседы.
Презентация по русскому языку на тему:»Экология языка - экология нравственности» Ученицы 11»А» класса средней школы 376 Деевой Алины Учитель русского языка.
РА - основная единица коммуникации, отдельное речевое действие, речевой поступок личности, оказывающий определенное влияние на речевого партнера Условия.
Формулы речевого этикета как средства развития коммуникативных способностей школьников.
КУЛЬТУРА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ. МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ «Деловой русский язык»
Факультатив- ный курс «Школьная риторика» Автор: Ладыженская Таиса Алексеевна.
Слова речевого этикета. РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ -это правила речевого поведения, система "вежливых" словесных формул и выражений в определенных ситуациях общения,
Транксрипт:

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Современная концепция культуры речи Педагог Бердникова Елена Антоновна Выполнила Бердникова Анастасия 10 кл

Культура общения в современном мире Наше общество еще во многом не пришедшее к нормам общежития, уже почувствовало потребность в культуре поведения и общения, то и дело встречаются объявления, сообщения реклама о том, что в лицеях, колледжах, гимназиях, школах открываются факультативы с названиями Этикет, Деловой этикет, Дипломатический этикет, Этикет делового общения и т.д. Это связано с потребностью людей познать, как нужно вести себя в той или иной обстановке, как правильно устанавливать и поддерживать речевой, а через него и деловой, дружеский и т.д. контакт. Наше общество еще во многом не пришедшее к нормам общежития, уже почувствовало потребность в культуре поведения и общения, то и дело встречаются объявления, сообщения реклама о том, что в лицеях, колледжах, гимназиях, школах открываются факультативы с названиями Этикет, Деловой этикет, Дипломатический этикет, Этикет делового общения и т.д. Это связано с потребностью людей познать, как нужно вести себя в той или иной обстановке, как правильно устанавливать и поддерживать речевой, а через него и деловой, дружеский и т.д. контакт.

Общение и речевой этикет Широкое понятие культуры непременно включает в себя то, что называют культурой общения культурой речевого поведения. Чтобы владеть ею, важно понимать сущность русского речевого этикета. Широкое понятие культуры непременно включает в себя то, что называют культурой общения культурой речевого поведения. Чтобы владеть ею, важно понимать сущность русского речевого этикета. В коммуникации люди передают друг другу ту или иную информацию, те или иные смыслы, что то сообщают, к чему то побуждают, о чем то спрашивают, совершают определенные речевые действия. В коммуникации люди передают друг другу ту или иную информацию, те или иные смыслы, что то сообщают, к чему то побуждают, о чем то спрашивают, совершают определенные речевые действия.

Правила речевого поведения Правила речевого поведения регулируются речевым этикетом сложившейся в языке и речи системой устойчивых выражений, применяемых в ситуациях установления и поддержания контакта. Это ситуации обращения, приветствия, прощания, извинения, благодарности, поздравления, пожелания, сочувствия и соболезнования, одобрения и комплимента, приглашения, предложения, просьбы совета и мн. др. Речевой этикет охватывает собой все, что выражает доброжелательное отношение к собеседнику, что может создать благо приятный климат общения Богатый набор языковых средств дает возможность вы брать уместную для речевой ситуации и благоприятную для адресата ты - или вы форму общения, установить дружескую, непринужденную или, напротив, официальную тональность разговора. Правила речевого поведения регулируются речевым этикетом сложившейся в языке и речи системой устойчивых выражений, применяемых в ситуациях установления и поддержания контакта. Это ситуации обращения, приветствия, прощания, извинения, благодарности, поздравления, пожелания, сочувствия и соболезнования, одобрения и комплимента, приглашения, предложения, просьбы совета и мн. др. Речевой этикет охватывает собой все, что выражает доброжелательное отношение к собеседнику, что может создать благо приятный климат общения Богатый набор языковых средств дает возможность вы брать уместную для речевой ситуации и благоприятную для адресата ты - или вы форму общения, установить дружескую, непринужденную или, напротив, официальную тональность разговора.

Социальность языка Важно подчеркнуть, что в речевом этикете передается социальная информация о говорящем и его адресате, о том, знакомы они или нет, об отношениях равенства/неравенства по возрасту, служебному положению, об их личных отношениях (если они знакомы), о том, в какой обстановке (официальной или неофициальной) происходит общение. Важно подчеркнуть, что в речевом этикете передается социальная информация о говорящем и его адресате, о том, знакомы они или нет, об отношениях равенства/неравенства по возрасту, служебному положению, об их личных отношениях (если они знакомы), о том, в какой обстановке (официальной или неофициальной) происходит общение. Социальная заданность ритуальных знаков этикета воспитывается в людях с раннего детства.

«Волшебная сила» речевого этикета Зададимся вопросом, почему же выражения речевого этикета обладают волшебной силой, почему их правильное применение приносит людям удовлетворение, а неисполнение в нужной ситуации ведет к обиде? Думается можно выделить несколько сущностных признаков речевого этикета, объясняющих его социальную остроту. Зададимся вопросом, почему же выражения речевого этикета обладают волшебной силой, почему их правильное применение приносит людям удовлетворение, а неисполнение в нужной ситуации ведет к обиде? Думается можно выделить несколько сущностных признаков речевого этикета, объясняющих его социальную остроту. Первый признак связан с неписаным требованием общества к употреблению знаков этикета. Хочешь быть своим в данной группе большой или малой, национальной, социальной, исполняй соответствующие ритуалы поведения и общения. Первый признак связан с неписаным требованием общества к употреблению знаков этикета. Хочешь быть своим в данной группе большой или малой, национальной, социальной, исполняй соответствующие ритуалы поведения и общения. Второй признак связан с тем, что исполнение знаков этикета воспринимается адресатом как социальное поглаживание. Второй признак связан с тем, что исполнение знаков этикета воспринимается адресатом как социальное поглаживание. Третий важный признак речевого этикета заключается в том, что произношение этикетного выражения представляет собой речевое действие, выполнение конкретного дела с помощью речи. Третий важный признак речевого этикета заключается в том, что произношение этикетного выражения представляет собой речевое действие, выполнение конкретного дела с помощью речи. Четвертым важным признаком речевого этикета можно считать его связь с категорией вежливости. С одной стороны вежливость это моральное качество, характеризующее человека, для которого проявление уважения к людям стало привычным способом общения с окружающими повседневной нормой поведения. С другой стороны это абстрагированная от конкретных людей этическая категория, получившая отражение и в языке Четвертым важным признаком речевого этикета можно считать его связь с категорией вежливости. С одной стороны вежливость это моральное качество, характеризующее человека, для которого проявление уважения к людям стало привычным способом общения с окружающими повседневной нормой поведения. С другой стороны это абстрагированная от конкретных людей этическая категория, получившая отражение и в языке

Национальная специфика языка Речевой этикет важный элемент культуры народа, продукт культурной деятельности человека и инструмент такой деятельности. Речевой этикет важный элемент культуры народа, продукт культурной деятельности человека и инструмент такой деятельности.. В русском обиходе, в речевом этикете также есть своя национальная специфика, с которой сталкиваются иностранцы, изучающие русский язык. Достаточно упомянуть хотя бы обращение по имени отчеству, которого нет у других народов. Да и вообще вся система обращений ярко национально специфична. Сейчас, в связи с общественными изменениями, у нас происходит смена некоторых обращений.

Ораторское искусство Ораторское искусство это искусство практического словесного воздействия, предоставляющее нам возможность мас­терски использовать слово как инструмент мысли и убеждения. Поле для риторической деятельности необозримо: как организовать свою речь преподавателю? как признаться в любви? как выступить в парламенте? На эти и многие другие вопросы должна ответить забытая в стране и нуждающаяся в реабилитации наука риторика. На протяжении многих веков она была нормой культуры, одной из классических гуманитарных дисциплин, изучающей действующего речью человека и рекомендующей правила искусной, целесообразной и убедительной речи. Ораторское искусство это искусство практического словесного воздействия, предоставляющее нам возможность мас­терски использовать слово как инструмент мысли и убеждения. Поле для риторической деятельности необозримо: как организовать свою речь преподавателю? как признаться в любви? как выступить в парламенте? На эти и многие другие вопросы должна ответить забытая в стране и нуждающаяся в реабилитации наука риторика. На протяжении многих веков она была нормой культуры, одной из классических гуманитарных дисциплин, изучающей действующего речью человека и рекомендующей правила искусной, целесообразной и убедительной речи.

Влияние научно-технического прогресса на культуру общения Нельзя не сказать и еще об одном, не менее важном факторе, повлиявшем на чрезвычайную актуальность проблемы культуры общения в нашей стране. Дело в том, что к глобальным научно- техническим процессам, охватившим подавляющее большинство регионов мира, у нас прибавились и сугубо специфические демократизация общественной жизни, социальная и, соответственно, речевая активизация громадных слоев населения (со всеми вытекающими отсюда процессами в самом языке). Нельзя не сказать и еще об одном, не менее важном факторе, повлиявшем на чрезвычайную актуальность проблемы культуры общения в нашей стране. Дело в том, что к глобальным научно- техническим процессам, охватившим подавляющее большинство регионов мира, у нас прибавились и сугубо специфические демократизация общественной жизни, социальная и, соответственно, речевая активизация громадных слоев населения (со всеми вытекающими отсюда процессами в самом языке).

Современная риторика К величайшему сожалению, современ­ная риторика по своему содержанию и используемым приемам речетворчества продолжает оставаться примерно на том же уровне, что и столетия назад. Она не учитывает, во-первых, новых задач и исторических реалий, во-вторых, результатов исследований в смежных областях знаний, например данных лингводидактики о темпоральных характе­ристиках речи и оптимальной длитель­ности звучания текстов в различных ситуациях и с разных источников инфор­мации, данных лингвистики о специфике лексикограмматического оформления мысли в тех или иных ситуациях общения. А ведь подобными сведениями, полученными в результате научных исследований, давно и успешно пользуются специалисты в области обучения неродным языкам. К величайшему сожалению, современ­ная риторика по своему содержанию и используемым приемам речетворчества продолжает оставаться примерно на том же уровне, что и столетия назад. Она не учитывает, во-первых, новых задач и исторических реалий, во-вторых, результатов исследований в смежных областях знаний, например данных лингводидактики о темпоральных характе­ристиках речи и оптимальной длитель­ности звучания текстов в различных ситуациях и с разных источников инфор­мации, данных лингвистики о специфике лексикограмматического оформления мысли в тех или иных ситуациях общения. А ведь подобными сведениями, полученными в результате научных исследований, давно и успешно пользуются специалисты в области обучения неродным языкам.

Экология русского языка Сегодня важно не только уметь построить свое устное высказывание, убедительно отстаивая собственную позицию (естественно, с соблюдением правил культуры речевого общения), но и уметь понимать чужую речь и адекватно реагировать на нее. Причем если при контактном общении слушающий в какой-то степени может регулировать темп новой информации, переспрашивая собеседника (лектора), прося его говорить медленнее, прокомментировать какое-либо не очень понятное высказывание, то при дистантном восприятии речи (радио, телевидение) такой возможности нет. Слушающий вынужден воспринимать речь в том темпе, языковом оформлении и объеме, которые не учитывают его индивидуальных возможностей. Сегодня важно не только уметь построить свое устное высказывание, убедительно отстаивая собственную позицию (естественно, с соблюдением правил культуры речевого общения), но и уметь понимать чужую речь и адекватно реагировать на нее. Причем если при контактном общении слушающий в какой-то степени может регулировать темп новой информации, переспрашивая собеседника (лектора), прося его говорить медленнее, прокомментировать какое-либо не очень понятное высказывание, то при дистантном восприятии речи (радио, телевидение) такой возможности нет. Слушающий вынужден воспринимать речь в том темпе, языковом оформлении и объеме, которые не учитывают его индивидуальных возможностей. И все же необходимо помнить что язык это часть культуры народа, его достояние которое требует заботы и охраны.