Русская православная церковь и государство ( конец XIV-XVI вв.)
План урока: I Русская православная церковь к началу XV века. II Церковь в период централизации государства: (Теория «Москва-третий Рим».) III Антицерковные движения: 1.Стригольники, жидовствующие и антитринитарии. 2.Нестяжатели и иосифляне(стяжатели). IV Внутреннее устройство и состояние Церкви в XVвеке.
Понятия лекции: Ересь (в пер.-избранный образ мыслей) религиозное направление, отступающее от официально церковной доктрины и вызывающее осуждение, отлучение и репрессии со стороны Церкви и светских властей. Аскетизм – крайняя степень воздержания, отречения от жизненных благ. Символ веры – краткое изложение догматов христианства, которое должен знать каждый верующий. Исихасты – приверженцы мистического учения об исихии – внутреннем покое, отрешённости как способе духовного восхождения к Богу. Автокефалия (буквально) – независимость. РПЦ – Русская православная Церковь. Торговая казнь – вид уголовного наказания, состоявший в публичном битье кнутом на торговой площади и в других публичных местах. Благотворительность - оказание материальной помощи бедным из милости.
I Русская православная церковь к началу XVвека: 1.Церковь в условиях монгольского ига. А. В. Карташев: «Катастрофа монгольского ига – определила рубеж между киевским и московским периодами истории РПЦ» – РПЦ получает правовые и экономические льготы от Золотой Орды – угодья и земли Церкви, церковное имущество признавались неприкосновенными. 1229(1309) – Киевский митрополит Максим переносит свою резиденцию во Владимир-на-Клязьме. 1328(1326) – перенос кафедры киевских митрополитов из Владимира в Москву.
II Церковь в период централизации государства: 1448 – Собор РПЦ, избрание митропалитом Иона – раздел РПЦ на митрополии: Киевскую и Московскую – официальное провозглашение автокефалии РПЦ.
«Москва – третий Рим» Автор Филофей( монах Елезарова монастыря) СУТЬ ТЕОРИИ: « Да ведает твоя держава, благочестивый царь! Один ты во всей поднебесной христианам царь.» Филофей.
III Антицерковные движения: Середина XIV- нач.XVвв. – разворачивается борьба антицерковных течений. Среди них: 1.Стригольничестиво 2.Антитринитарии 3.Жидовствующие 4.Нестяжатели 5.Иосифляне
Стригольничестиво Основатель – (по легенде) ремесленник Карп. Распространение с сер.XIVвека. Центры: Москва, Псков, Новгород… Учение стригольников практически освобождало человека от обязательности официальных, узаконенных обрядов, превращая его религиозные взгляды в частное, личное дело каждого. Идеалом была церковь апостольских времён. Они выступали за достоинство человека, его право быть учителем веры в жизни независимо от принадлежности к духовному сословию…Не признавали сущность исповеди. Отвергали догмат о «загробной жизни». В целом это течение характеризуется как городское, выражающее интересы народа.
Антитринитарии Основатель –Маркиан. Появление в Ростовской земле - 80годы XIVстолетия Полемика в отношении учения «о троичности Бога»Отвержение единосущности трёх ипостасей Бога. Конфликт с РПЦ.
Жидовствующие: Оформление движения конец XVвека. Основатель – киевский еврей Схария. Учение пришло в Новгород из Литвы. Основано на критике эсхатологических представлений и практики новгородской церкви. «Еретики были строгие монотеисты и отрицали все предметы культа, которые хотя бы косвенно напоминали о политеизме, - иконы, мощи, кресты» Н.М.Никольский.
Политика и Церковь: 1448 – IСобор против жидовствующих, под председательствам митрополита Геронтия. Ожесточённая борьба окончилась поражением вероотступников. Итоги: ИванIII приговорил троих еретиков к торговой казни.
Церковь и политика: 1490 – состоялся IIСобор против еретиков, на котором их предали проклятию Борьба с Жидовствующими и Стригольниками по своей сути считается реформаторской, имевшая своими последствиями прогрессивные социально- культурные сдвиги.
Нестяжатели: Основатель – Нил Сорский( ). Зародилось в монастырях в Заволжье. Идейная основа – учение об исихии.
Стяжатели (Иосифляне) Идеолог игумен Волоколамского монастыря Иосиф( ). Учение предполагало строгое общежитие, никакой собственности, обязательный труд и отказ от самого необходимого в быту. В то же время был убеждён, что монастыри должны служить центрами просвещения, благотворительности, духовного и нравственного влияния в обществе.
1503 Прямое столкновение между иосифлянами и нестяжателями. В результате после этого собора светская власть прочно берёт в свои руки Церковь, вводя судебно- правовые ограничения.
IV Внутреннее устройство и состояние Церкви в XVвеке. Середина XIV –XVвека расцвет иконописи на Руси.