Методическая разработка: «Каллиграфическая минутка на уроках русского языка в начальной школе» Часть I Подготовила учитель начальных классов МОУ «СОШ 12 города Выборга Ленинградской области Моисеева Наталья Анатольевна.
Урок 1. Буква А. Задания после каллиграфической минутки, переход к теме урока « Орфограммы корня». 1. -Прочитайте пословицы. Найдите в них слова с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением, с парной согласной в корне слова. Докажите правильность написания этих орфограмм. 2. – Как вы понимаете смысл второй пословицы? - Что заставляет человека стараться выполнить хорошо любое дело? Слова на картинке: А йболит, повязк а, обезьянк а, птиц а, х а л а т, звезд а, гр а дусник.
Урок 2. Буква Б. Задания после каллиграфической минутки, переход к теме урока « Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением». 1.– Какие гласные в безударных слогах надо проверять? Найдите слова с безударными гласными в корне слова, докажите правильность написания гласных в безударных слогах. 2. – Как вы понимаете смысл пословиц? - Можно ли прожить, следуя чужим советам? Слова на картинке: Б армалей, ду б инка, б отинки, о б езьяна, зу б астый, б усы, ю б ка, б езобразие.
Урок 3. Буква В. Задания после каллиграфической минутки, переход к теме урока: « Раздельное написание предлогов» 1. -Прочитайте пословицы. Найдите слова, которые употребляются с предлогами. Вспомните, как пишутся предлоги со словами. 2. – Как вы понимаете смысл второй пословицы? - Можно ли первую пословицу объединить по смыслу со второй? Почему? Слова на картинке: В ратарь. в орота, в едущий, тра в а.
Урок 4. Буква Г. Задания после каллиграфической минутки, переход к теме урока: « Правописание частицы НЕ с глаголами». 1.– Найдите глаголы в этих пословицах. Какое значение глаголам придаёт частица НЕ? Вспомните правило о правописании частицы НЕ с глаголами. 2.- Как вы понимаете смысл этой пословицы? Должен ли человек внимательно относиться к своему здоровью, беречь его? Слова на картинке: Г ена, г армошка, г ород, г русть, про г улка, г лаза, г ерой.
Урок 5. Буква Д. Задания после каллиграфической минутки, переход к теме урока: « Мягкий знак». 1.-Прочитайте пословицы. Найдите слова с мягким знаком. Какую роль выполняет мягкий знак в каждом найденном слове? 2.- К какому виду устного народного творчества относится данное произведение? Найдите отгадку. Слова на картинке: д евочка, д вена д цать, д оброта, д ума, д уша.
Урок 6. Буква Е. Задания после каллиграфической минутки, переход к теме урока: « Обозначение мягкости согласных на письме». 1.-Прочитайте пословицы. Найдите слова, в которых есть мягкие согласные. Какие буквы указывают на мягкость согласных? 2.- Иллюстрация к какой русской народной сказке изображена на плакате? - Как вы понимаете смысл этой пословицы? Слова на картинке: Е м е ля, б е зд е льник, л е ж е бока, п е чка, скам е йка, вал е нки, в е ник, цв е ток, тар е лки.
Урок 7. Буква Ё. Задания после каллиграфической минутки, переход к теме урока: «Йотированные гласные». 1. -Прочитайте пословицы. Найдите слова, в котором одна буква обозначает два звука. - Какие буквы русского языка иногда обозначают два звука? 2. - Как вы понимаете смысл этой пословицы? -Почему мы должны всегда думать о том, что говорим? Слова на картинке: ё жик, ё лка, уч ё ба, пол ё т.
Урок 8. Буква Ж. Задания после каллиграфической минутки, переход к теме урока: « Однокоренные слова». 1. – Найдите в пословицах однокоренные слова. Какие однокоренные слова вы можете подобрать к слову построишь. 2. – Как вы понимаете смысл этих пословиц? - Должен ли человек задумываться о том, что он делает, что говорит? Слова на картинке: ж ираф, ж ар-птица, ж ара, ж ивотные, ж изнь, бо ж ья коровка, до ж дь.