Урок в 6 классе по теме: «Невская битва и Ледовое побоище» /с использованием материалов учебника Т.В.Черниковой «История России IX-XVI века. 6 кл.»/ «И обратились враги в бегство, и убивали их, гоняясь за ними, как по воздуху, и некуда было им бежать…» (Из «Симеоновской летописи» - XVв.)
ЗАДАЧИ УРОКА: Показать борьбу северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов. Показать борьбу северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов. Обратить внимание учеников на полководческий талант Александра Невского. Обратить внимание учеников на полководческий талант Александра Невского. Характеризуя тяжелое положение Руси Характеризуя тяжелое положение Руси в XIII в., убедительно раскрыть огромное значение победы русского войска под предводительством А. Невского в знаменитых сражениях на р.Неве и Чудском озере. в XIII в., убедительно раскрыть огромное значение победы русского войска под предводительством А. Невского в знаменитых сражениях на р.Неве и Чудском озере.
План урока: 1. Крестоносцы. 2. Невская битва. 3. Борьба за Псков. 4. Ледовое побоище. 5. Значение победы русского войска под предводительством А. Невского в знаменитых сражениях на р.Неве и Чудском озере.
Актуализация знаний учащихся: С какой целью западноевропейские рыцари вели крестовые походы? С какой целью западноевропейские рыцари вели крестовые походы? Провозглашение Ф. Барбароссой похода рыцарей на восток. Работа с картой: определяем, что востоком для немецких рыцарей являлись прибалтийские и русские (прежде всего новгородские и псковские) земли. Провозглашение Ф. Барбароссой похода рыцарей на восток. Работа с картой: определяем, что востоком для немецких рыцарей являлись прибалтийские и русские (прежде всего новгородские и псковские) земли. Чтение учащимися §22, п.1-с.131 Чтение учащимися §22, п.1-с.131
С 1240 г. Господин Великий Новгород, как никогда ранее, нуждался во Владимиро-Суздальской Руси, и на этот раз не из-за хлеба. Рыцари- крестоносцы готовы были обрушиться на северные русские земли. Предстояло бороться с сильным неприятелем за собственную независимость, а своих военных ресурсов у Новгорода не было.
Фронтальная беседа: Что привлекало крестоносцев на востоке? Что привлекало крестоносцев на востоке? Каковы причины этих походов? Каковы причины этих походов? Почему рыцари были уверены в победе? Почему рыцари были уверены в победе? /- Как готовились к походу? /- Как готовились к походу? - Какой орден был создан? - Какой орден был создан? - Какая крепость была построена крестоносцами? - Чьей поддержкой они заручились? - Каков был общественный строй народов Прибалтики в XII-XIIIвв.? - Какой процесс переживали русские земли в XII-XIIIвв.?/
На портрете П.Корина Александр Ярославич изображен умудренным жизненным опытом, храбрым, мужественным воином. Мы знакомимся с ним, когда ему было 20 лет.
Сообщение учащегося: «…Много поту утёр за Русскую землю», - говорили современники о Владимире Мономахе. Эти слова можно сказать и о князе Александре Ярославиче. Четыре с небольшим десятка лет его жизни – это сгусток исключительных по важности для Руси событий, в которых многое определилось его талантом полководца, администратора и дипломата. Сложность трудов тяжких, выпавших на долю этого человека, перепле- лось с драмами личной жизни. Его отца, великого князя владимирского Ярослава, вызвали в Каракорум для утверждение на княжение. Мать монгольского хана в знак высочайшей милости покормила князя из сво- ей руки, а в еде была отрава. Внезапно умрёт в день свадьбы старший брат Фёдор. Рано князь потеряет свою умную советчицу-мать. Это она отсоветовала ехать в Каракорум, где Александру обещали ярлык на звание великого князя Руси, - материнское сердце чувствовало, что постигнет сына отцовская участь… Были, конечно, и радости. Девятнадцати лет отроду Александр же- нился на Александре, дочери полоцкого князя. Но на Полоцко-Минское княжество зарились рыцари-крестоносцы и особенно литовские князья. Так что Александр получил в приданое за невестой обязанность защи- щать от врагов земли новой родни. Были, конечно, и радости. Девятнадцати лет отроду Александр же- нился на Александре, дочери полоцкого князя. Но на Полоцко-Минское княжество зарились рыцари-крестоносцы и особенно литовские князья. Так что Александр получил в приданое за невестой обязанность защи- щать от врагов земли новой родни.
Князь был умён и красноречив, предусмотрителен и распорядителен. Строительство укреплений, другие воинские приготовления стоили немалых денег. Александр сумел уговорить скупых новгородских куп- цов развязать кошели. Новгородское боярство прониклось уважением к его суждениям. Александр будет дважды говорить с Батыем, дважды отведёт угрозу нового вторжения монголо-татарского войска на рус- кие земли, добьётся права для Руси не поставлять Батыю воинов, что делали все завоёванные ханами народы. Александру всё же придётся совершить долгое – сроком в год – путешествие в монгольский Каракорум, он вернётся оттуда не только живым, но и великим князем Русской земли». Князь был умён и красноречив, предусмотрителен и распорядителен. Строительство укреплений, другие воинские приготовления стоили немалых денег. Александр сумел уговорить скупых новгородских куп- цов развязать кошели. Новгородское боярство прониклось уважением к его суждениям. Александр будет дважды говорить с Батыем, дважды отведёт угрозу нового вторжения монголо-татарского войска на рус- кие земли, добьётся права для Руси не поставлять Батыю воинов, что делали все завоёванные ханами народы. Александру всё же придётся совершить долгое – сроком в год – путешествие в монгольский Каракорум, он вернётся оттуда не только живым, но и великим князем Русской земли». Митяев А. «Ветры Куликова поля»
Невская битва. 1240г. Слушая рассказ учителя, учащиеся готовят ответы на вопросы: Каков был план Александра Ярославича? Каков был план Александра Ярославича? Князь ударом конницы в центр лагеря и обходом пеших воинов вдоль Невы хотел загнать противника в угол между р.Невой и р.Ижорой. Что определило победу русских воинов? Что определило победу русских воинов?
Деятельность учащихся Ответы учащихся на поставленные вопросы. Они отмечают: Внезапность нападения, удачно выбранное место, согласованность действий русской конницы и пехоты, героизм воинов. Внезапность нападения, удачно выбранное место, согласованность действий русской конницы и пехоты, героизм воинов. Предлагаем учащимся вспомнить имена героев этой битвы, а затем сообщаем, что героизм новгородцев, их смелость и мужество были отмечены в официальном письменном источнике – «Сказании о подвигах и жизни великого князя Александра Ярославича Невского», написанном в XIII в. очевидцем событий. Предлагаем учащимся вспомнить имена героев этой битвы, а затем сообщаем, что героизм новгородцев, их смелость и мужество были отмечены в официальном письменном источнике – «Сказании о подвигах и жизни великого князя Александра Ярославича Невского», написанном в XIII в. очевидцем событий. В том случае, если ученики не смогут ответить на вопрос, следует прочитать текст в учебнике (стр.132) В том случае, если ученики не смогут ответить на вопрос, следует прочитать текст в учебнике (стр.132)
Значение Невской битвы Она устранила угрозу порабощения русских земель и народов Прибалтики шведскими феодалами. Она устранила угрозу порабощения русских земель и народов Прибалтики шведскими феодалами. Сохранила для Руси выход к Балтийскому морю. Сохранила для Руси выход к Балтийскому морю. Александра Ярославича стали именовать в честь этой битвы Невским. Александра Ярославича стали именовать в честь этой битвы Невским.
Орден Александра Невского Учрежден Советским правительством в 1942г. Учрежден Советским правительством в 1942г. Им награждались командиры за победу в боях с фашистами. Им награждались командиры за победу в боях с фашистами.
Ледовое побоище. 5 апреля 1242г. Там, куда садится солнце, Неспокойно в этот час – Ведь задумали ливонцы Наши земли взять у нас… Два ливонца – первый ряд, Во втором – четыре, В третьем – шестеро стоят, С каждым рядом – шире. По двенадцати в ряду, А рядам нет счёта. Меж рядов, не на виду, Кроется пехота. Подвигался этот строй В ледяном сверканье, Назывался этот строй «Головой кабаньей».
К.Симонов «Ледовое побоище» И, только выждав, чтоб ливонцы, Смешав ряды, втянулись в бой, Он, полыхнув мячом на солнце, Повёл дружину за собой. Подняв мечи из русской стали, Нагнув копейные древки, Из леса с криком вылетали Новогородские полки. По льду летели с лязгом, с громом, К мохнатым гривам наклонясь, И первым на коне огромном В немецкий строй врубился князь.
Далее перед учащимися демонстрируется репродукция картины, которая изображает самый разгар боя – момент, когда князь Александр на белом коне, сверкая доспехами, врезался в гущу вражеского войска. За ним – княжеский стяг и дружина. Русские ратники бьются боевыми топорами. Немецкие рыцари- крестоносцы, закрываясь щитами, отбиваются мечами. Простые воины – кнехты – отстреливаются из луков. Немцы сбились в кучу, движение их остановлено, боевой порядок нарушен.
К.Симонов «Ледовое побоище» И, отступая перед князем, Бросая копья и щиты, С коней валились немцы наземь, Воздев железные персты. Гнедые кони горячились, Из-под копыт вздымали прах, Тела по снегу волочились, Завязнув в узких стременах. Стоял суровый беспорядок Железа, крови и воды. На месте рыцарских отрядов Легли кровавые следы. Одни лежали, захлебнувшись, В кровавой ледяной воде, Другие мчались прочь, пригнувшись, Трусливо шпоря лошадей.
ПЛЕНЕНИЕ КРЕСТОНОСЦЕВ
Итог урока Мир с Орденом от 1242г. Не уберёг от стычек с крестоносцами и шведами в будущем, однако на планах завоевать Северную Русь и обратить её в католичество он поставил крест. Это явилось главным итогом Невской битвы 1240г. И Ледового побоища 1242г. Православная церковь за это особенно чтила Александра Невского, вскоре канонизированного. Мир с Орденом от 1242г. Не уберёг от стычек с крестоносцами и шведами в будущем, однако на планах завоевать Северную Русь и обратить её в католичество он поставил крест. Это явилось главным итогом Невской битвы 1240г. И Ледового побоища 1242г. Православная церковь за это особенно чтила Александра Невского, вскоре канонизированного. Домашнее задание: Домашнее задание: 1) §22, вопросы; 2) На контурной карте нанести места сражений с немецкими и шведскими феодалами; 3) Творческие задания (по желанию): изготовить рисунки, макеты, написать эссе на тему: «Борьба с иноземными захватчиками в XIIIв.», составить кроссворд и т.п.